Длившиеся более 30 лет (с 1976 по 2005 гг.) ожесточенные события на северо-западе острова Суматра представляли собой сепаратистские выступления Движения за свободный Аче, пытающейся завоевать независимость от Индонезии. Стоит обратить внимание, что антиправительственные мятежи в регионе для того периода были отнюдь не новым явлением, а следствием возникшего еще в 1940-х гг. движения «Даруль ислам»,  провозгласившего своей целью создание Исламского государства. Хотя оно и было официально подавлено в 1962 г., однако всего  через полтора десятилетия сепаратистские мятежи вновь охватили регион.

Если обратиться к настоящему времени в Аче, то можно сделать вывод –  что ставить в этом многолетнем конфликте точку еще рано. Отсутствие внешних выражений не означает, что проблемы, послужившие причинами поднятия мятежа в середине прошлого столетия, полностью искоренены.

«Движение за свободный Аче»

Для более подробного изучения этого вопроса, обратимся к предпосылкам возникновения Движения за свободный Аче и его активной антиправительственной деятельности в последней четверти  XX в. и начале XXI в. Во-первых, одной из основополагающих причин было неравномерное с точки зрения Аче распределение прибыли с добываемых на его территории природных ресурсов. Во-вторых, недовольство также вызывала политика централизации, проводимая Джакартой, которая могла нанести серьезный урон местным политическим институтам и культурно-религиозной самобытности региона. Еще одной причиной служили военные репрессии и многочисленные нарушения прав человека со стороны центра. А вытекающая из этого безнаказанность в отношении правителей власти, совершавших грубые правонарушения, еще более усугубляла негативное отношение Аче к центру.

В результате, все это вылилось в череду военных столкновений под лозунгом провозглашения независимости в провинции. Джакарта, в свою очередь, выбрав силовой метод действия, жестоко подавляла все выступления сепаратистов, принимая лишь незначительные попытки мирного урегулирования ситуации.

Однако в конце предыдущего столетия в Аче возникли надежды на смену методов решения проблем центральным правительством, вызванные уходом президента Сухарто в мае 1998 г., и начавшимся периодом демократических реформ.  Действительно, уже в 2000 г., не без влияния третейских сторон (гуманитарных организаций других стран), были проведены мирные переговоры между Аче и Джакартой, которые, однако, привели лишь к временному прекращению огня. Согласно введению так называемой «Гуманитарной паузы» в 2001 г. центральное правительство разработало специальное соглашение об автономии для Аче, которое, однако, восставшие на тот момент отказались принять. В декабре 2002 г. была предпринята еще одна попытка мирного разрешения ситуации – было подписано соглашение о прекращении военных действий и демилитаризации населения[1]. Несмотря на то, что эти договоренности были призваны нести постоянный характер, на деле они оказались лишь временным послаблением и решали только насущные проблемы (прекращение огня, демилитаризация и т. д.)[2], тем самым, практически не затрагивая более фундаментальные вопросы политического и экономического плана. Доказательством послужило введение центром военного положения в Аче в 2003 г., подтвердившее, что первые мирные переговоры использовались лишь как «передышка для восстановления» и стороны пока что не готовы идти на компромисс.

Вскоре произошло возобновление переговоров, причиной чему послужили разрушительные последствия цунами в декабре 2004 г. Эта катастрофа стала переломным моментом конфликта, что еще больше акцентировало внимание на проблеме сепаратизма в Аче различных международных гуманитарных организаций [3]. В результате процесс достижения перемирия был ускорен, благодаря чему в августе 2005 г. в Хельсинки состоялось подписание Меморандума о взаимопонимании.

В этот раз, индонезийское правительство (во многом под влиянием иностранных организаций) решило пойти на серьезные уступки, т. к. впервые за многие десятилетия появилась вполне реализуемая возможность предотвратить кризис и сохранить единство страны. Так, Джакарта предоставила ряд послаблений в отношении провинции. В соответствии с ними, Аче было разрешено создавать политические партии и выдвигать собственных кандидатов на политические должности. Более того, было вновь легализовано действие шариата, которому предоставлялись широкие полномочия в сферах семейного, гражданского, уголовного права. Также Аче получил право удерживать до 70 % дохода с добываемых природных ресурсов (однако и на нынешней день эта цифра кажется ачехцам лишь малой долей прибыли). Наконец, была проведена амнистия политических заключенных, введен указ о немедленном прекращении огня и о создании специальных трибуналов по защите прав человека[4]. Аче, в свою очередь, тоже пошел на серьезные уступки — официально объявил об отказе от идеи независимости и согласился на особый статус автономной провинции внутри Республики Индонезия, а также заявил о готовности проведения демобилизации и демилитаризации населения, разоружения боевиков [5].

Таким образом, благодаря подписанию Хельсинского договора [6], сторонам, наконец, удалось достичь взаимовыгодные компромиссы и завершить многолетнее восстание. В июле 2006 г. был принят Закон Республики Индонезия №11 об управлении Аче [7], в котором большинство положений Меморандума было введено в силу Советом народных представителей Индонезии. Согласно нему, уже в декабре 2006 г. были проведены первые выборы в местные органы власти, в которых новым губернатором был избран бывший лидер «Движения за свободный Аче» – Ирванди Юсуф.

С того времени провинция больше не поднимала никаких антиправительственных выступлений. Однако отсутствие внешних проявлений еще не может гарантировать того, что стремление ачехцев к независимости полностью исчезло. Многие современные историки считают, что ачехцы пытаются лишь выиграть время, а Хельсинские договоренности – лишь временная пауза в антиправительственном восстании, которая в любой момент может завершиться [8].

Приблизить же возможную новую волну сепаратистских выступлений могут оставшиеся нерешенные вопросы. К примеру, согласно Хельсинскому перемирию [9], до сих пор в регионе остаются мобилизованными около 14700 солдат и 9100 полицейских. Несмотря на объективную необходимость их присутствия, все же большое число военных вызывает недовольство многих ачехцев. Помимо индонезийского военного присутствия в регионе, многие преступления прошлого все еще остаются нерасследованными, также по-прежнему нет результатов о судебных разбирательствах в отношении преступлений со стороны индонезийских вооруженных сил в 1990-е годы [10]. Несмотря на то, что в рамках Меморандума о взаимопонимании, было принято решение о создании специальных трибуналов по защите прав человека, проблема до сих пор остается насущной – за исключением частичной экономической помощи пострадавшим, эти вопросы удостоились относительно малой доли внимания со стороны главных действующих лиц, включая другие государства [11].

Все это может привести к возникновению нового мощного источника недовольства, который напомнит ачехцам об их давней мечте о суверенном исламском государстве, что в долгосрочной перспективе может привести либо к возникновению требований о расширении полномочий провинции, либо к разжиганию нового конфликта, вызванного сепаратистскими настроениями.

 

[1] Aspinall E., The Helsinki Agreement: a More Promising Basis for Peace in Aceh? 2005, p. 3.

[2] Aspinall E., The Aceh Peace Process: Why it Failed, 2003, p. 18.

[3] Aspinall E., Peace without justice? The Helsinki peace process in Aceh, 2008, p. 5.

[4] Там же, с. 16.

[5] McGibbon R., Secessionist Challenges in Aceh and Papua: Is Special Autonomy the Solution? 2004, p. 23.

[6] Memorandum of Understanding between the Government of the Republic of Indonesia and the Free Aceh Movement.

[7] Aspinall E., The Helsinki Agreement: a More Promising Basis for Peace in Aceh? 2005, p. 42.

[8] McGibbon R., Secessionist Challenges in Aceh and Papua: Is Special Autonomy the Solution? 2004, p. 64.

[9] Memorandum of Understanding between the Government of the Republic of Indonesia and the Free Aceh Movement, 4.7.

[10] Aspinall E., Peace without justice? The Helsinki peace process in Aceh, 2008, p. 18.

[11] Там же, с. 28.

Фото: Voice of America