С момента независимости Армении ее внешняя политика во многом определялась вопросом обеспечения безопасности. Данная константа была обусловлена конфликтом с Азербайджаном и угрозой, которая исходила от Турции. Подобная конфигурация не только влияла, но и определяла альянсы Армении. В связи с этом для балансирования внешней угрозы требовалось усиление союзов с привлечением «тяжеловеса», способного предоставить гарантии безопасности и исключить широкомасштабного конфликта путем поддержания баланса сил. Однако данная логика сегодня претерпевает серьезные изменения. А результаты политики, проводимые на ее основе, способны изменить не только конфигурацию на Южном Кавказе, но и политическую карту региона.

Смена приоритетов

После поражение и капитуляции Армении по итогам войны 2020 г. можно проследить смену курса, который по своей сути является ревизионистским. Согласно нему, представляется необходимым достичь мирных соглашений с Турцией и Азербайджаном, которые позволят Армении выйти из блокады и создать качественно новые условия для экономического развития благодаря разблокировке транспортных коммуникаций. Базовым предусловием достижения мирного соглашения с Азербайджаном является отказ Армении от Нагорного Карабаха. Иными словами, признание азербайджанской юрисдикции, что предусматривает отказ от роли гаранта безопасности народа Нагорного Карабаха, в качестве которого Ереван выступал на протяжении последних десятилетий. Именно в этом заключается суть ревизионистского подхода. В свою очередь, предусловием для мирного соглашения с Турцией является наличие мирного договора с Азербайджаном.

И тут Армения попала в дипломатический квест. Фактическое согласие Еревана с предусловием, связанным с Нагорным Карабахом, имело место по итогам встречи в Праге. В результате было принято заявление, по которому Армения и Азербайджан подтвердили свою приверженность Уставу ООН и Алма-Атинской декларации 1991 года, в которой они признают территориальную целостность и суверенитет друг друга. Они подтвердили, что Декларация станет основой для работы комиссий по делимитации границ. То есть Армения признает Азербайджан в границах, которые включают в себя территорию Нагорного Карабаха. Однако этого оказалось недостаточно для достижения мирного соглашения. На повестке остается вопрос разблокировки коммуникаций. Баку настаивает на открытии так называемого «Зангезурского коридора», который будет проходить через территорию Армении и будет иметь экстерриториальный статус. Согласно трехстороннему Заявлению подобное не предусмотрено. Также препятствием на пути делимитации и демаркации границ является вопрос т.н. «анклавов», обсуждение по обмену которыми также находится в тупике.

Фактически сегодня идут переговоры об односторонних уступках Армении, а стороны пытаются найти приемлемый для этого вариант. Единственным позитивным пунктом переговорной повестки для Еревана, с точки зрения армянского руководства, является перспектива разблокировки транспортных коммуникаций. Остальное же является второстепенным, или, как минимум, равнозначным предметом для торга. То есть происходит смена национальных приоритетов: от удержания территорий и обеспечения военной безопасности в пользу перспективы экономического процветания.

Смена гарантов и союзника

В силу разных обстоятельств в ходе войны 2020 г. Армения не получила ту помощь от России, на которую рассчитывала. На это есть множество объяснений: Нагорный Карабах не входил в зону гарантий безопасности России; нежелание Москвы поддерживать новое руководство Армении, которое пришло к власти после «революции» и т.д. В то же время в союз с Азербайджаном открыто вступила Турция, оказывая как военную, так и политико-дипломатическую поддержку. Подобный расклад сил ускорил реализацию подхода армянского руководства, основанный на том, что надо договариваться с «соседями», даже за счет уступок.

Последовавшая агрессия Азербайджана уже в отношении суверенной территории Армении, которая не связана с Нагорном Карабахом, в мае и июне 2021 г., а также в сентябре 2022 г. привели в армянском руководстве к доминированию точки зрения, согласно которой Россия, а также ОДКБ не способны быть гарантами безопасности Армении и фактором, сдерживающим агрессию. Добавив к этому невыполнение поставок вооружений из России согласно контрактам, а также подписание декларации о союзническом взаимодействии между Москвой и Баку, создались условия, которые ускорили активный поиск Арменией новых союзов и новых гарантов. Они необходимы в период транзита до момента подписания мирных соглашений с «соседями», что, по мнению руководства в Ереване, окончательно снимает с повестки внешнюю угрозу.

Очевидно, что в период глобального транзита, сопровождающегося конфликтом, когда определяется новый баланс сил, полноценных гарантов для Армении в традиционном понимании быть не может. Однако, как считает руководство в Ереване, временные гарантии до момента достижения мира представляются вполне возможными. Так, по мнению действующих властей, США и «коллективный Запад», которые имеют не только тесные отношения с Турцией, но и рычаги влияния на Анкару, способны выступить в качестве «крестных» процесса нормализации отношений.

Именно поэтому на первый план начала выходить риторика, в основе которой лежит утверждение руководства в Ереване о том, что российское присутствие в Армении является угрозой безопасности. Данный дискурс лежит в основе общего западного нарратива – «агрессор не может быть миротворцем». То есть российская военная база в Гюмри и погранвойска на армяно-турецкой границе являются фактором если не дестабилизации, то препятствием, не позволяющим установить мир в регионе. Практическим выражением данной риторики стал отказ Армении от проведения запланированных учений ОДКБ на ее территории.  Таким образом, можно заключать, что сейчас мы наблюдаем переход России из статуса союзника, который является гарантом безопасности Армении в статус источника угрозы территориальной целостности Армении, с точки зрения руководства в Ереване.

Перспективы для Армении, России и региона

В результате политических манипуляций в Армении создается иллюзия, согласно которой залогом мира и безопасности в регионе, а также достижения соглашений с Турцией с Азербайджаном, является ослабление и последующий уход России. То есть присутствие России и мир в регионе являются взаимоисключающими компонентами единой конфигурации на Южном Кавказе. При этом повышается значимость западного присутствия, которое выражается в посредничестве ЕС и США в переговорном процессе или направлении технической миссии ЕС на армяно-азербайджанскую границу. В целом подобное изменение является серьезным, а точнее кардинальным изменением внешнеполитических подходов Армении, ее позиционирования в регионе и национальных интересов в целом. Ключевой проблемой является сохранение устойчивости при таком серьезном развороте, когда резкий маневр может привести к переворачиваю всей машины.

Перспектива для России будет определяться степенью ее вовлеченности в отстаивание своих позиций. Сохранение текущего тренда без изменений приведет к ситуации, когда падающий рейтинг доверия к союзнику будет конвертирован в его уход из Нагорного Карабаха, затем с армяно-турецкой границы, а затем и из военной базы в Гюмри. Если подобное и будет происходить, то процесс будет настолько плавным, что резкое послевкусие не будет чувствоваться. Например, так же, как Россия покинула в Азербайджане Габалинскую РЛС в 2012 г. Тогда Баку поднял стоимость аренды в 40 раз, на что Россия предпочла вывезти всю аппаратуру и передала объект Азербайджану. При таком развитии регион может получить новые границы на земле, которые, очевидно, будут впоследствии вновь пересмотрены Турцией и Азербайджаном за счет Армении. Необходимо учитывать последовательную на протяжении столетий политику Анкары, которая включает в себя расширение своего контроля над всем регионом и которая, в том числе, направлена на установление Турцией нового статус-кво. Однако надо понимать, что это будет лишь одним из этапов, который необходимо преодолеть в следующем раунде борьбы за сферу влияния.