Сегодня Европа сталкивается с крупнейшим со времен Второй мировой войны миграционным кризисом. За последние несколько лет в европейских странах наблюдается массовый наплыв иммигрантов преимущественно из стран Ближнего Востока: Сирии, Афганистана, Ирака, Пакистана, а также из стран Северной Африки. Согласно данным агентства ЕС по безопасности внешних границ Frontex, в 2015 году в Европу прибыли около 2 млн. мигрантов. За период 2015-2016 гг. только по морю на территорию сообщества прибыли почти 1,5 млн. беженцев. Приведенная статистика является свидетельством масштабности того миграционного кризиса, с которым в данный момент столкнулась Европа. Несмотря на многочисленные меры, предпринятые как на наднациональном уровне, так и правительствами отдельных стран-членов, политика Европейского союза не оказалась эффективной на данном этапе и не предотвратила негативные последствия массовой миграции для европейских государств и населения.

С притоком новых мигрантов в ЕС появляется ряд острых проблем – проблема интеграции беженцев в европейское общество, ускорение процесса «исламизации» Европы, рост преступности. Что касается последней проблемы, следует отметить, что, например, в Германии за 2013 год число преступников среди беженцев увеличилось на 1,7%, при этом, доля правонарушителей, не являющихся этническими немцами, составила в этом году 23%. В последнее время также наблюдается рост террористической угрозы по всей Европе: террористические акты в Париже в ноябре 2015 года, взрыв в аэропорту Брюсселя в марте 2016 года, стрельба в Ницце в день национального праздника свидетельствуют о том, что с массовым притоком мигрантов снизился и уровень безопасности в Европе. Поэтому несмотря на то, что Европейский союз проводит активную политику в отношении мигрантов и принимает меры по их интеграции в европейское общество, в настоящий момент данная политика не принесла ощутимых положительных результатов и во многом оказалась неэффективной. Каковы причины неэффективности современной миграционной политики ЕС и что необходимо изменить в этой политике для достижения более продуктивных результатов?

Проблема предоставления безовозмездной помощи

Одной из главных причин кризиса политики в отношении мигрантов является стратегия ЕС, направленная на предоставление безвозмездной помощи жертвам военных конфликтов, вследствие чего отсутствует какая-либо отдача от беженцев для стран приема. Сейчас Европейский союз, принимая мигрантов на свою территорию, руководствуется только принципами толерантности и гуманного отношения к людям, которые спасаются от войны и насилия и стремится оказать им поддержку, порой в ущерб собственному населению. Человек, получивший статус беженца в одной из стран ЕС, в обязательном порядке получает безвозмездную социальную помощь от государства, что порождает социальное иждивенчество среди мигрантов и не мотивирует их искать способы для трудоустройства в новой стране. В ФРГ еще в 2010 году уровень безработицы среди иностранцев вдвое превышал средний уровень безработицы по стране. Помимо этого, в ЕС действуют программы обучения мигрантов местному языку, предоставления им достойных условий проживания и медицинского обслуживания. Согласно интервью, которые автор работы провела среди мигрантов, беженцы в Германии получают субсидии в размере 405 евро на человека, им оплачивают аренду квартиры и медицинское страхование,  при этом, многие из них в течение продолжительного времени остаются безработными.  Следует отметить, что основная доля расходов по содержанию беженцев покрывается за счет средств европейских граждан: в 2015 году, например, на размещение прибывших мигрантов потребовалось около 10 млрд. евро, и эти средства были взяты из бюджета институтов ЕС и национальных бюджетов стран-членов, т.е. финансирование осуществлялось за счет средств европейских налогоплательщиков. При этом, от мигрантов не ожидается никакой отдачи, которая могла бы компенсировать затраты на их содержание. Данная позиция Европейского союза не является правильной, так как «государь, моральный по отношению к гражданам другого государства, аморален к своим».

Европейским государствам необходимо руководствоваться интересами, прежде всего, своего населения и думать о благополучии себя самих. Принимая иностранных беженцев лишь из желания помочь другим, государство наносит ущерб своему собственному населению, так как жертвует его благополучием ради блага других.

Поэтому для того чтобы миграционная политика была более эффективной, следует требовать отдачи от беженцев, стремящихся попасть на территорию ЕС: устраивать их на общественные работы, направленные, например, на развитие инфраструктуры в европейских городах, создавать специальные центры по трудоустройству для беженцев, которые имели бы возможность быстро и эффективно распределять прибывших мигрантов на места, где требуется новая рабочая сила. По статистике, основную долю мигрантов составляет молодое поколение от 18 до 40 лет (более 50%), при этом преобладают представители мужского пола (более 66,6%) – то есть основная часть беженцев способна к трудовой деятельности. Занятость необходимо сделать обязательным условием нахождения беженца на территории ЕС, чтобы каждый мигрант имел право на получение убежища, жилья и иной помощи от государства только в случае, если он трудоустроился и, соответственно, приносит пользу данной стране. Европейская толерантность, которая не учитывает интересы своего населения, а направлена на предоставление безвозмездной помощи другим, нанесет только ущерб Европейскому союзу и странам-членам.

Ограниченность ресурсов ЕС

Еще одной важной причиной неудачной миграционной политики ЕС является несоответствие масштабов данной проблемы и предполагаемых для ее разрешения ресурсов. В первую очередь, Европа не располагает обширной территорией, которой было бы достаточно для размещения всех прибывших мигрантов. Несмотря на то, что по всей Европе сооружаются специально оборудованные для беженцев палаточные лагеря, этого недостаточно для размещения всех мигрантов, в связи с чем правительства ряда стран вынуждены принимать чрезвычайные меры в этом направлении. Например, в Германии, которая в 2015 году столкнулась с массовым потоком беженцев, было принято решение оборудовать муниципальные здания в качестве временного жилья для мигрантов, поскольку многие центры первичного приема и палаточные городки оказались переполненными. Власти города Хамм переоборудовали для беженцев большой актовый зал, предназначенный для проведения крупных городских мероприятий – в этом зале смогли разместиться около 500 соискателей убежища. В другом немецком городе Ахен в середине июля 2015 года в течение короткого периода времени прибыло 300 беженцев, и единственной возможностью предоставить приют каждому из них стало размещение в одной из местных гимназий. В Греции, через которую проходит основной сухопутный маршрут мигрантов (этим маршрутом в 2015 году в Европу прибыли свыше 850 тыс. беженцев), часть мигрантов разместили в приходских залах Греческой Православной Церкви. Подобная ситуация наблюдается и в Италии: около 27 тыс. мигрантов, прибывших на территорию страны в настоящее время, размещаются в католических приходах Италии, монастырях и других религиозных учреждениях. Приведенные данные являются свидетельством того, что ЕС не может справиться с таким массовым наплывом мигрантов по причине нехватки, в первую очередь, территориальных ресурсов для их размещения.

В данный момент Союз ориентируется на то число мигрантов, которое хочет получить в Европе убежище, и, исходя из этого, рассчитывает, каким образом обеспечить всех желающих необходимыми условиями проживания. Например, Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев прогнозировало, что в 2015-2016 гг. в Европу должны были прибыть около 850 тыс. беженцев, и Европейский союз ориентировался именно на эту статистику. В реальности только в 2015 г. в ЕС прибыли около 2 млн. соискателей убежища и все из них были приняты и размещены на территории граждан. Однако Европейскому союзу следует ориентироваться не на то, сколько мигрантов желают получить убежище в Европе, а на то, какими реальными ресурсами ЕС для этого располагает, то есть подходить к ситуации не с позиции мигрантов, а с позиции ЕС и его возможностей. Ситуация с нехваткой территории наглядно показывает неэффективность политики помощи всем нуждающимся: пытаясь предоставить помощь всем сразу, Европа необратимо сталкивается с дефицитом ресурсов. Поэтому необходимо предварительно рассчитать, с миграционным потоком какого масштаба ЕС сможет справиться, учитывая те средства, которыми он располагает, и установить специальные ограничения на прием беженцев, то есть принимать ровно такое число мигрантов, которое сообщество будет способно обеспечить без нанесения себе ущерба. Проводя политику гуманитарной помощи, необходимо учитывать собственный потенциал, так как значение имеют не идеи и намерения, а возможности для их реализации.

Турция и ЕС – проблемы взаимопонимания

Помимо этого, другой причиной неуспешной миграционной политики ЕС является низкий уровень координации сил в этом вопросе с третьими странами и стремление Союза справиться с потоком мигрантов самостоятельно. Сейчас единственным партнером Европейского союза в решении миграционного вопроса является Турция. В марте 2016 г. ЕС и Анкара согласовали совместный план действий по борьбе с миграционным кризисом, по которому Союз обязался предоставить Турции финансовую помощь и ввести безвизовый режим для турецких граждан. В обмен на эти меры Турция обязывалась разместить часть беженцев на своей территории и препятствовать проникновению в Европу нелегальных мигрантов. При этом, несмотря на то, что такое сотрудничество привело к определенным положительным результатам, значимость этих результатов оказалась невелика. ЕС и сейчас вынужден рассчитывать в большей степени на свои силы, чем на помощь со стороны Анкары. Президент Турции Р.Т. Эрдоган уже неоднократно делал заявления, что страна откроет свои границы с Европой для беженцев в случае, если ЕС не предоставит дополнительное финансирование, не ускорит процесс введения безвизового режима, а также процесс вступления Турции в состав Европейского Союза. Таким образом, Европа ставит себя в большую зависимость, полагаясь только на союз с Турцией в данном вопросе, тогда как в решении проблемы такого масштаба необходима координация действий сразу с несколькими государствами. С одной стороны, это увеличит продуктивность миграционной политики, так как суммарный выигрыш от взаимодействия с несколькими странами будет больше, чем от взаимодействия только с одной, а, с другой стороны, это снизит риски попасть в зависимость от действий и решений каждого отдельного партнера, как в случае с Турцией.

Несмотря на то, что именно через Турцию пролегает основной сухопутный маршрут беженцев в Европу, она не является единственной страной, способной оказать помощь ЕС в борьбе с миграционным кризисом. Например, согласно статистике, после граждан Сирии и Ирака, самыми многочисленными среди беженцев являются афганцы и пакистанцы (в 2014-2015 гг. их доля от общего числа беженцев составила более 12%). Чтобы приостановить поток мигрантов из этих стран, Европейскому союзу было бы выгодно договориться с Ираном, через который проходит самый короткий путь по суше из Афганистана и Пакистана в сторону Европы. Одним из вариантов сотрудничества могло бы стать снижение таможенных барьеров на иранские товары и заключение взаимовыгодных торговых сделок в обмен на помощь в миграционной политике. В частности, афганские и пакистанские беженцы после пересечения границ с Ираном смогли бы проходить процедуру получения убежища сразу на территории Ирана, и в ЕС отправлялись бы лишь те из них, кто прошел эту процедуру успешно. Подобного рода договоренности было бы выгодно заключить и с Грузией, куда удобно отправлять часть сирийских и иракских мигрантов для прохождения там аналогичной процедуры. Грузия имеет морские границы с двумя государствами-членами ЕС, Болгарией и Румынией, поэтому из этой страны удобно переправлять прошедших процедуру беженцев на территорию ЕС. Такое многостороннее сотрудничество по вопросу о мигрантах оказало бы благотворное влияние на общую ситуацию с беженцами в Европе. Учитывая, что процесс рассмотрения заявки на предоставление убежища занимает несколько месяцев, Европейский союз на данном этапе вынужден содержать всех мигрантов до вынесения решения об их дальнейшей судьбе. Европа использует альтруистический подход в миграционной политике, стремясь оказать помощь всем прибывающим соискателям убежища. Между тем, необходимо создать механизм распределения части мигрантов в страны-партнеры, чтобы таким образом снизить издержки от мигрантов для европейских государств. Договорившись с третьими странами, ЕС получит возможность рассматривать заявки части мигрантов на чужой территории и принимать к себе только тех, кто получил статус беженца. В результате, миграционный поток в Европу снизится, и ЕС не придется содержать тех мигрантов, которые впоследствии будут депортированы.

Проблема интеграции беженцев в европейское общество

Еще одна причина малоэффективной миграционной политики и кризиса толерантности в Европе связана с внутренней интеграцией беженцев в европейское общество. В настоящее время правительства европейских стран проводят ряд активных мер по ассимиляции мигрантов. Например, сирийка Нур Халь, одна из участниц интервью, которое провел автор, рассказала, как немецкие волонтеры организовали для сирийских беженцев велосипедную прогулку по городу, в котором эти беженцы получили убежище, чтобы таким образом выразить с ними свою солидарность.  Более того, мероприятия организуются и для самих европейцев – для развития и поддержания у них чувства толерантности и стремления помогать нуждающимся. В 2015 г. в Дрездене состоялся рок-концерт за толерантность, на котором присутствовали свыше 22 тыс. человек.  Вместе с тем, чтобы интеграция беженцев была успешной, необходимо проводить аналогичные меры по развитию чувства толерантности и среди самих беженцев, так как «терпимость хороша, если она распространяется на всех – или если не распространяется ни на кого». Важно, чтобы иммигранты, получившие убежище в Европе, учились уважать культуру и традиции той страны, которая предоставляет им помощь. Для этого нужно, во-первых, расселять мигрантов не компактно, а небольшими группами, чтобы у них была возможность больше взаимодействовать с европейскими гражданами и быстрее ассимилироваться. Сейчас мигрантов в Европе расселяют достаточно компактно (каждый из палаточных лагерей Германии вмещает по 1 тыс. беженцев), что ведет к закрытости мигрантов внутри своей группы и осложняет их интеграцию. Во-вторых, скорейшей интеграции будет способствовать привитие культуры общения мигрантов на европейских языках в общественных местах. Кроме того, нужно проводить мероприятия, посвященные отдельным аспектам европейской культуры, истории и литературы и обязательные для посещения беженцами. Проведение вышеперечисленных мер будет во многом препятствовать «арабизации» Европы и способствовать более благоприятной интеграции и снижению уровня конфликтности между разными народами, живущими на одной территории. Европейскому народу необходимо осознавать, что если не предпринимать никаких действий по сохранению европейских ценностей в новых условиях, это приведет к постепенному вымиранию их собственной цивилизации.

Проведя анализ нынешнего состояния миграционного кризиса в Европе, можно прийти к выводу о том, что существует целый комплекс причин, по которым европейская политика в отношении беженцев на данном этапе не оказалась результативной. Альтруистический подход к содержанию мигрантов, стратегия помощи всем нуждающимся при отсутствии достаточного количества ресурсов для этого, плохая координация сил с третьими странами, а также отсутствие мероприятий, направленных на формирование чувства толерантности у самих беженцев, являются теми ошибками, которые необходимо исправить, чтобы политика Европейского союза стала более эффективной и проблема с мигрантами была решена. Политика толерантности должна проводиться не в ущерб собственным интересам, а с учетом этих интересов. При оказании поддержки спасающимся от войны людям необходимо помнить о том, за чей счет она реализовывается, и, соответственно, требовать отдачи от мигрантов, которая могла бы компенсировать издержки для европейского населения. Принимая беженцев на свою территорию, ЕС должен учитывать не то, какое число беженцев стремится попасть в Европу, а то, сколько из них ЕС готов принять и обеспечить. Также важно установить прочное сотрудничество по вопросу с мигрантами и с другими странами, чтобы помощь была более эффективной для беженцев и менее деструктивной для Европы. Касаемо политики интеграции, нужно проводить меры по формированию чувства толерантности у самих беженцев, чтобы сохранить европейские ценности в условиях тесного взаимодействия разных культур. Таким образом, во избежание дальнейшего углубления миграционного кризиса, необходимо применять такую стратегию помощи, которая будет согласовываться с национальными интересами европейских стран, и применять не альтруистический, а эгоистический подход в решении вопроса с мигрантами.

Фото: Mitch Blunt for POLITICO