В настоящее время Франция столкнулась с целым рядом вызовов, к которым в первую очередь можно отнести международный терроризм на почве религиозного фундаментализма и экстремизма. В такой ситуации социокультурная изоляция и отчуждение многих французских иммигрантов, имеющих арабские и африканские корни и ощущающих глубокую преданность нормам ислама, может привести к неблагоприятным последствиям для всего французского общества. По этой причине решение проблемы иммиграции во Франции является одним из ключевых вопросов повестки дня последних нескольких лет.

В 2017 г. миграционная тематика заняла одно из наиболее видных мест во французской политической жизни, о чем лишний раз свидетельствовал выход лидера «Национального фронта» Марин Ле Пен во второй тур президентских выборов. Однако победу, как известно, одержала не она, а неожиданно ворвавшийся на политическую сцену Эммануэль Макрон. Ниже рассмотрим, какие меры по решению миграционного вопроса были предложны 8-м президентом Франции в его программе и как они воплощались в жизнь в первый год его мандата.

В президентской программе нового главы государства говорилось о беспрецедентном в истории Европы миграционном кризисе, в разрешении которого Франции отводится важнейшая роль. Для этого Э. Макрон предлагал принять следующие меры:

  1. Из всех видов миграционной политики отдавать приоритет политике «интеграции»;
  2. Повысить «иммиграцию знаний», чтобы улучшить научно-экономическое развитие страны и установить тесные профессиональные контакты с другими странами;
  3. Взять на себя справедливую долю беженцев, которые находятся сейчас на границах и не принимаются в других странах;
  4. Европа должна защищать свои границы и уважать свои ценности. Идея о возвращении к национальным границам неприемлема; евроинтеграция должна усиливаться.

В целом, все предложенные Э. Макроном шаги по решению миграционного вопроса на тот момент можно было назвать довольно умеренными. Однако после того, как новый президент Пятой Республики занял Елисейский дворец, порядок приоритетов его миграционной политики изменился до неузнаваемости. Э. Макрон сразу стал решительно заявлять, что регулирование и ограничение миграционных потоков будет одним из приоритетных направлений его деятельности в ближайшие 5 лет. Показательно, что едва ли не первым шагом президента в этом отношении была отправка дополнительно более 150 полицейских и жандармов в наиболее проблемный регион – Кале – с целью предотвращения скоплений мигрантов. Параллельно перед правительством была поставлена задача – провести полноценную реформу в сфере иммиграции и предоставления права убежища.

12 июля 2017 года премьер-министром Эдуаром Филиппом был представлен предварительный план «Гарантировать право на убежище и лучше контролировать миграционные потоки», который в целом носил значительно более репрессивный характер, чем предвыборная программа партии «Вперед!» и ее кандидата. Развивали его положения два циркуляра Министерства внутренних дел (ноябрь и декабрь 2017 года), в которых делался явный акцент на депортации нелегальных мигрантов. За ними последовал «Законопроект о контролируемой иммиграции, эффективном праве беженцев и успешной интеграции», принятый обеими палатами парламента весной-летом 2018 года. Данный документ включил в себя такие меры, как:

  1. Сокращение от одного месяца до 15 дней срока подачи апелляции в Национальный суд по правам беженцев (Cour nationale du droit d’asile, CNDA);
  2. Увеличение срока задержания для проверки вида на жительство с 16 до 24 часов;
  3. Удвоение продолжительности содержания под стражей нелегальных мигрантов, которым грозит депортация с 45 до 90 дней;
  4. Сокращение срока подачи заявления на предоставление убежища со 120 до 90 дней после въезда во Францию и ускоренное выдворение с территории Франции определенных категорий лиц, которым было отказано в предоставлении убежища.

Хорошо заметно, что меньше чем за год предвыборная доброжелательность по отношению к мигрантам и шаги, направленные на их интеграцию во французское сообщество, превратились в противоположные по своему характеру меры репрессивного, ужесточающего толка. Подтверждается это и цифрами: число нелегальных мигрантов, выдворенных с территории Франции в 2017 году, возросло на 14,6% относительно предыдущего года, а количество иностранных граждан, которым было отказано во въезде на территорию Пятой Республики, выросло на 34%.

Столь серьезные расхождения между первоначальными обещаниями по решению проблемы иммиграции и реальной политикой администрации Э. Макрона в первый год его президентского мандата имеет свои объяснения. Вполне нейтральный характер предвыборных предложений был продиктован тем, что президентская кампания лидера партии «Вперед!» строилась на центристской платформе: умеренный миграционный курс соответствовал мнению большинства французских граждан, а значит, позволял получить больше голосов. В то же время масштабы миграционного кризиса, с которым столкнулась сегодня Франция, требует значительно более решительных действий, – что новая власть, судя по всему, осознает. Таким образом, проведение более жесткой миграционной политики является сугубо прагматичным решением в сложившейся ситуации, хотя внешне и противоречит предвыборной риторике.

Очевидно, что для комплексного решения миграционного вопроса Э. Макрону необходимо не только проводить тот или иной курс внутри страны, но и добиться изменений миграционной политики на наднациональном уровне. В этом отношении ключевым фактором должно стать разрешение разногласий внутри ЕС между Францией и Германией с одной стороны и членами «Вишеградской группы» с другой. Как известно, первые требуют равномерного распределения мигрантов между всеми странами ЕС, тогда как вторые резко отказываются от данного шага. Победа франко-германской точки зрения, конечно, была бы выгодна Франции, поскольку позволила бы разгрузить ее миграционную систему. Выработка единой общеевропейской миграционной политики в выгодном для Парижа ключе, к чему прилагает большие усилия Э. Макрон (в отличие от своего предшественника), могла бы поспособствовать нормализации миграционной обстановки во Франции. В свою очередь, вкупе с продуманной политикой на национальном уровне это явно облегчит общественно-политическую ситуацию в стране, а значит, увеличит популярность действующего президента.