Иммиграция во Франции сегодня

 Международная миграция является далеко не новой тенденцией в современном активно меняющемся и всё больше глобализирующемся мире. Однако в последние годы, после событий «Арабской весны» и до сих пор не прекращающейся войны в Сирии, международная миграция приобретает всё более широкий характер и оказывает всё более серьезное воздействие на облик европейских государств.

Сегодня сотни тысяч беженцев продолжают стекаться к границам европейских стран. Неудивительно, что огромный поток иммигрантов приходится на Францию, как на одну из старейших стран, принимающих мигрантов и проводящих миграционную политику.

Источник: Institut national de la statistique et des études économiques, enquête Emploi de 2015, enquête annuelle de recensement de 2015

Согласно данным Национального института статистики и экономических исследований, по состоянию на 2015 г. число иммигрантов во Франции превысило 12% населения и составляет около 8 млн. человек; еще приблизительно столько же людей (7,6 млн.), родившихся во Франции, являются потомками иммигрантов, минимум по одному из родителей.

Из них почти у половины, и отец, и мать являются иммигрантами. Несмотря на то, что доли лиц, имеющих европейское и африканское происхождение, среди потомков иммигрантов приблизительно равны (45% и 42% соответственно), между ними имеются значимые возрастные различия. Так, потомки иммигрантов из стран Европы существенно старше и составляют 88% в возрастной группе 50 лет и более, в то время как среди потомков выходцев из стран северной Африки (Тунис, Марокко, Алжир), почти 60% не достигли возраста 25 лет.

Источник: Institut national de la statistique et des études économiques, enquête Emploi de 2015, enquête annuelle de recensement de 2015

Такие пропорции в возрастном и этническом составе потомком иммигрантов во Франции объясняется тем, что основная доля людей, переезжавших в страну на постоянное проживание до 60-ых гг. XX века приходилась на иммигрантов из европейских стран. Однако после потери Францией колониальных владений во второй половине XX века, в страну хлынул поток арабских и африканских иммигрантов, в итоге, в 90-ые годы доля европейцев, получивших французское гражданство, уменьшилась более чем в два раза (с 84% до 41,3%), а доля африканцев по аналогичному показателю выросла в 3,5 раза (с 13,5 до 46,3%).

Миграционная политика Франции в исторической ретроспективе

Иммигранты из европейских стран и их потомки имеют с французскими гражданами схожую культуру и общие ценности, а главное, общехристианские религиозные корни. Поэтому долгие годы в отношении этих иммигрантов успешно применялась политика ассимиляции, которая предполагает, что иммигранты должны не только соблюдать французские законы, но и полностью принять республиканские ценности, такие как соблюдение прав и свобод человека, равенство всех перед законом, светскость и другие, отказавшись при этом от своей прежней идентичности.

Такая политика на первый взгляд может показаться оптимальной. С одной стороны, она позволяет государству поддерживать культурно-ценностную однородность общества, с другой, она делает процесс интеграции иммигрантов более плавным, так как позволяет им гармонично вписаться в новую социокультурную среду.

Однако возрастание числа иммигрантов, относящихся к иной этноконфессиональной среде, во второй половине XX века привело к тому, что политика ассимиляции начала давать сбои.

Если говорить о проблемах, с которыми сталкиваются европейцы в процессе ассимиляции, то это в первую очередь проблемы получения гражданства, образования и работы. В то время как представители другой этнорелигиозной и ценностной группы сталкиваются с значительно более серьезными трудностями, при получении вида на жительство, поиске работы и получении гражданства. Более того, даже получение французского гражданства не решает проблему социально-профессиональной дискриминации арабов и африканцев. Причём дискриминация касается и детей иммигрантов, родившихся во Франции, которых коренное население отказывается идентифицировать как французов. С другой стороны, сами иммигранты и их дети не настроены на интеграцию во французское общество, а напротив, скорее пытаются навязать коренному населению свои культурно-религиозные ценности, что приводит к размыванию национальной идентичности французов.

Перечисленные выше факторы приводят к территориальной сегрегации арабских и африканских иммигрантов. Они сосредотачиваются в определенных кварталах больших городов, в которых коренные французы избегают селиться, а также пытаются держаться на почтительном расстоянии от них и в повседневной жизни. Таким образом, возникает феномен «этнического гетто», в которых уровень жизни значительно ниже, чем соответствующие средние показатели по стране, а уровень безработицы, преступности и наркомании гораздо выше среднестранового уровня. Делинквентные субкультуры, возникающие в «этнических гетто», склонны к воспроизводству, поэтому большинство детей иммигрантов из мусульманских стран, родившихся во Франции и имеющих право на бесплатное образование и медицинское обслуживание, а до недавних пор и французское гражданство по «праву почвы» (по рождению), замыкаются в той среде, в которой они выросли: часто не оканчивают школы и встают на преступный путь, занимаясь воровством, хулиганством и торговлей наркотиками.

Источник: Institut national de la statistique et des études économiques, enquête Emploi de 2015, enquête annuelle de recensement de 2015

Попытки применения политики мультикультурализма, предполагающего предоставление национальным, религиозным, культурным и другим сообществам возможности решать свои собственные проблемы внутри своей общины, а также представлять консолидированные интересы общины в диалоге с действующей властью, только усугубили ситуацию. Во-первых, политика мультикультурализма шла в разрез с одним из важнейших принципов Пятой Республики: принципом «единой и неделимой» нации и усиливала и без того высокий уровень социальной напряженности в отношениях между иммигрантами и коренным населением. Во-вторых, коммунитаризм стал усиливаться и постепенно превращаться в социальную реальность французского урбанизма. «Мусульманские», «черные», «арабские», «азиатские» кварталы всё больше изолировались не только от коренных жителей, но и друг от друга (только 44% потомков иммигрантов из стран Магриба родились в смешанных браках, тогда как среди потомков европейских иммигрантов этот показатель равен 65%).

Поэтому, уже в 2011 году действующий на тот момент президент Франции Н.Саркози заявил о полном провале такой политики во Франции: «Да, это провал. Правда заключается в том, что во всех наших демократиях слишком пекутся об идентичности тех, кто прибывает, и слишком мало — об идентичности принимающей стороны. Общество, в котором общины сосуществуют рядом друг с другом, нам не нужно.

Из-за провала политики ассимиляции и мультикультурализма, во Франции было решено применять политику «интеграции», учитывающую принципы ассимиляции, но в тоже время не отрицающую возможность сохранения иммигрантами их исторической идентичности.

Политика Н.Саркози в данном вопросе была направлена в первую очередь на ужесточение мер по контролю за иммиграцией, однако к значительным улучшениям так и не привела.

На период мандата Ф.Олланда пришелся миграционной кризис в Европе. Его миграционная политика с одной стороны продолжила линию Н.Саркози, с другой стороны, в период обострения кризиса оказалась слишком мягкой и нерешительной.  Ф.Олланд подписался под общеевропейским курсом миграционной политики и в страну хлынул поток беженцев и нелегальных иммигрантов, что вызвало подъем националистических настроений во Франции и падение рейтинга президента.

Чудовищные террористические акты 2015-2016 гг., совершенные религиозными фундаменталистами и экстремистами, усугубили и без того сложный миграционный вопрос и превратили действующего на данный момент президента Франции фактически в «политический труп».

Размывание национальной идентичности, социальная изоляции, отчуждение и замкнутость многих французских иммигрантов, имеющих арабские и африканские корни и ощущающих преданность нормам ислама, подогреваемые усилением дискриминации и подъемом националистических настроений, могут привести к критическим последствиям для Франции.

Источник: Global Economic Prospects 2017, World Bank 

Поэтому проблема миграции требует немедленного решения. Кроме того, важно также понимать, что вследствие кризиса 2008 года Франция столкнулась с серьезными социально экономическими проблемами. После отрицательных темпов роста ВВП в кризисный период последовала стагнация на уровне 0,6% роста в год; в последние 2 года ситуация незначительно улучшилась, когда темпы роста ВВП составляли 1,2%. Уровень безработицы среди французов в 2015 году достиг более 10%, а среди иммигрантов данный показатель превышает 20%. Государственный долг Франции в I квартале 2016 года достиг 97,4% ВВП, а уровень бедности продолжает расти: по данным Национального института статистики и экономических исследований, 8,5 млн человек во Франции живет за чертой бедности.

Источник: Institut national de la statistique et des études économiques, enquête Emploi 2015

В условиях затяжного социально-экономического кризиса основные политические силы, будь то левые или правые, до сих пор не смогли ни выдвинуть, ни провести достаточно эффективную политику, чтобы решить описанные выше проблемы, что во многом объясняется необходимостью проводить единую политику по решению данных вопросов для всех стран-членов Евросоюза, которая не может учесть все внутренние особенности каждой отдельно взятой страны.

В данных условиях на первый план в политической борьбе перед предстоящими выборами, выдвинулась проблема иммиграции, учитывая, что она имеет во Франции особое измерение и глубокие корни. А позиция политических партий в этом вопросе является основным фактором, определяющим выбор французских граждан на предстоящих президентских выборах. По данным некоторых исследований, проведенных в конце 2016 г., решением проблемы миграции во Франции озабочены 34% респондентов, в то время как состояние экономики интересует только 30% опрошенных, что указывает на важность миграционного вопроса в современной повестке дня во Франции. По этой причине, те кандидаты, которым удастся предложить наиболее удачное решение данной проблемы и привлекут, в итоге, наибольшее количество голосов.

Будущее миграционной политики Франции

На момент написания данной работы до второго тура президентских выборов 2017 г. остается менее недели. В нём встретятся лидер движения «Вперёд!» Э.Макрон, который набрал в первом туре 23,75% голосов избирателей, и получившая 21,53% голосов М. Ле Пен – председатель ультраправого Национального Фронта. Претенденты на пост президента Пятой Республики демонстрируют в своих программах полярные позиции к решению миграционной проблемы.

Для этой партии М. Ле Пен решение проблемы миграции является ключевым. Во многом благодаря жесткой позиции по данному вопросу кандидат от Национального Фронта и имела столь высокий рейтинг перед президентскими выборами и, в итоге, вышла во второй тур. В своей программе М. Ле Пен предлагает предпринять следующие меры для решения проблемы иммиграции:

  • Сокращение в течение 5 лет количества принимаемых Францией легальных иммигрантов в 20 раз: с 200 тыс. до 10 тыс. человек в год, отдавая при этом предпочтение талантливым людям, которые могут внести вклад в развитие страны;
  • Упразднение политики воссоединения семей;
  • Резкое сокращение числа лиц, ищущих убежища, которым разрешается остаться во Франции. Для достижения данной цели произвести соответствующие конституционные, законодательные и нормативные изменения;
  • Отказ от Шенгенского соглашения о свободном передвижении лиц. Франция возобновит контроль над своими границами;
  • Снижение максимальной продолжительности действия вида на жительство с 10 до 3 лет с возможностью продления при строгом контроле;
  • Пересмотр Европейской конвенции о правах человека и, в частности, статьи 8, которая используется иммигрантскими общинами для увеличения иммиграции во Францию;
  • Упразднение возможности приобретения гражданства по «праву почвы»;
  • Введение более жестких требований для «натурализации», таких как мирное присутствие на территории страны на легальной основе, владение французским языком и подтверждение ассимиляции во французское общество;
  • Получение двойного гражданства, кроме случаев двойного гражданства с другой страной, входящей в Европейский Союз, будет не возможно;
  • Нелегальная иммиграция должна быть сведена к нулю: высылка всех незаконно проживающих в стране иммигрантов; устранение каналов нелегальной иммиграции в том числе предоставление государственной медицинской помощи каждому человеку, находящемуся на территории Франции;
  • Расизм в отношении французов как мотивация преступления или правонарушения будет рассматриваться в качестве обстоятельства, особо отягчающего наказание;
  • Применение принципа «национального приоритета»: при выборе кандидата на должность среди лиц с равным уровнем квалификации приоритет работодателя должен отдаваться людям, имеющим французское гражданство. Данный принцип будет также применятся в отношении социального жилья в аналогичных обстоятельствах;
  • Создание единого министерства внутренних дел, иммиграции и секуляризации в целях обеспечения согласованности и координации государственной политики в этих трех областях;
  • Реализация политики сотрудничества со странами-донорами иммигрантов, особенно с африканскими странами: политика регулирования миграционных потоков и процедуры высылки нелегальных иммигрантов страны их происхождения будет осуществляться в тесном сотрудничестве с этими странами;
  • Утверждение республиканских ценностей, возврат к политике ассимиляции и полный отказ от мультикультурализма: внесение поправку в Конституцию следующего содержания: «Республика не признает ни одной общины».

По мнению кандидата в президенты от ультраправой партии, введение описанных выше мер, направленных на ужесточение миграционной политики, позволит сэкономить за 5 лет 41 млрд евро бюджетных средств, а высылка нелегальных иммигрантов и отказ от социальных пособий иммигрантам принесут в государственную казну за тот же период ещё 2,5 млрд. и 18 млрд. евро, соответственно.

Кроме того, в программе М. Ле Пен отводится особое место политике борьбы с терроризмом. В ней есть пункт, согласно которому, мечети, в которых ведется пропаганда исламского фундаментализма должны быть закрыты. Тоже самое касается и мечетей, получающих какую-либо финансовую помощь от международных организаций. Также, лидер Национального Фронта предлагает экстрадицию лиц, имеющих связи с экстремистскими организациями.

Значительно менее радикальной выглядит позиция лидера движения «Вперед!». В своей программе Э.Макрон говорит о беспрецедентном в истории миграционном кризисе, поразившим Европу. Также он усматривает важнейшую роль Франции в процессе разрешения данного кризиса, для чего планирует принять следующие меры:

  • Из всех видов миграционной политики приоритет должен отдаваться «интеграции». Из целенаправленных мер по содействию интеграции иммигрантов важнейшими являются:
  • Введение курсов иностранного языка для всех легальных иммигрантов для достижения ими уровня B1 (уровня необходимого для натурализации);
  • Введения специальных курсов, направленных на изучение ценностей Пятой Республики, получение знаний в области государственных услуг и рынка труда. Внимание будет также сосредоточено на изучении прав и обязанности гражданина. Особое внимание будет уделяться правам женщин и вопросам светскости;
  • По окончании таких курсов, иммигрант сможет получить специальных сертификат, наличие которого будет упрощать процедуру получения вида на жительство;
  • Продолжение интеграции на местном уровне: муниципалитеты должны будут осуществлять мониторинг и социально-культурное посредничество интеграции иммигрантов.
  • Повысить «иммиграцию знаний», чтобы улучшить научно-экономическое развитие страны и установить тесные профессиональные контакты с другими странами. Для этого необходимо:
  • Сократить процедуры получении так называемых «виз талантов», чтобы повысить привлекательность Франции в международном конкурсе по привлечению иностранных специалистов: предпринимателей, инвесторов, ученых и людей творческих специальностей;
  • Упростить условия доступа к работе для всех студентов, обучающихся в магистратуре во Франции.
  • Франция должна взять на себя справедливую долю беженцев, которые находятся сейчас на границах и не принимаются. Для реализации этой цели предлагается:
  • Реформировать процесс рассмотрения ходатайств о предоставлении убежища, сократив время рассмотрения до 8 недель для всех запросов;
  • Реформировать процедуру обжалования решений об отказе. В случае обращения, судебное заседание по данному вопросу будет происходить в течение 6-8 недель. В целом, вся процедура (ходатайство и апелляция, в случае отказа) не должна превышать 6 месяцев.
  • Европа должна защищать свои границы и уважать свои ценности. Идея о возвращении к национальным границам неприемлема; евроинтеграция должна усиливаться. Для достижения этих целей необходимо:
  • Развивать и поддерживать европейскую полицию, наделив её полномочиями постоянного мониторинга и охраны внешних границ. Дополнительно мобилизировать 5000 силовиков в Европейское агентство по пограничной и береговой охране;
  • Решать проблему нелегальной иммиграции в тесном сотрудничестве со странами-донорами.

Вместо заключения

Если отойти от конкретных мер, предлагаемых кандидатами, и перейти на культурно-ценностный уровень предлагаемых ими программ, отметим, что кандидат ультраправого крыла считает единственно возможным выходом из миграционного кризиса возврат к политике ассимиляции с применением жестких мер. М. Ле Пен открыто заявляет, что на территории Франции должна господствовать французская и никакая другая культура. В то время как центрист Э.Макрон уверен в том, что Франция сможет «впитать» в себя другие культуры и собственно сущность французской культуры и состоит во вбирании в себя всего возможного культурного многообразия.

Если говорить о возможном исходе президентских выборов отметим, что ситуацию сложно назвать непредсказуемой. Э.Макрон, ворвавшийся на политическую арену не так давно, предлагает модернизацию и обновление французского политического класса, что импонирует большому числу избирателей. Кроме того, Э.Макрон не является представителем ни левых, ни правых сил, тем самым, он не поворачивает против себя столь крупную группу избирателей, как, например, это делает ультраправая М. Ле Пен. И несмотря на то, что именно лидер Национального Фронта имеет наиболее устойчивый электорат, её успех обусловлен в первую очередь попыткой французского общества выразить свой протест и недовольство действующей властью. Однако, так как лидер национального фронта предлагает слишком радикальные изменения, поэтому во втором туре французы вероятнее всего отдадут свои голоса её более умеренному оппоненту. Особенно, учитывая тот факт, что Ф.Фийон, Б.Амон призвали своих избирателей проголосовать во втором туре за Э.Макрона, свою поддержку бывшего министра экономики, финансов и промышленности публично выказал и действующий президент Ф.Олланд. Поэтому несмотря на большой процент неопределившихся и воздержавшихся избирателей на данный момент во Франции, победа М. Ле Пен на сегодняшний день видится автору данной работу очень маловероятной.

В заключении отметим, что, чем бы не закончились президентские, а затем и парламентские выборы в Пятой Республике, будущее руководство страны унаследует миграционную проблему на стадии глубокого кризиса, а необходимость её решение станет первостепенной.