В данной статье рассматриваются и подвергаются анализу ключевые проблемы политики регионов Испании на современном этапе. В связи с этим даётся оценка эффективности взаимодействия государства с Европейским союзом в вопросе устранения внутренних региональных различий и дисбалансов, а также подчёркиваются многофакторность возникновения и взаимосвязанность исследуемых проблем.

Текущие проблемы внутреннего развития Испании нередко принято списывать на влияние Мирового экономического кризиса 2008 г. и непродуманную политику правительства страны, главным образом заключающуюся в игнорировании вопроса диверсификации экономики в регионах (большая часть регионов Испании зависят от доходов в 1-2 экономических сферах) и последствий безработицы (обеспечение граждан жильём, снижение арендной платы за жильё и т. д.). Однако указанные причины являются достаточно общими, чтобы выявить истоки экономических, политических и иных проблем Испании, а также не единственными, если речь идёт о вопросах регионального развития.

Стагнация испанской экономики началась за год до Мирового экономического кризиса – в 2007 г., когда Европейский союз (ЕС) перешёл от «структурной региональной политики» к «политике сплочения». Данные изменения были вызваны 5-м этапом расширения ЕС: новоприбывшие страны больше нуждались в финансовых и иных дотационных средствах, чем государства «Старой Европы», к числу которых относится и Испания. Согласно установленной для них квоте, если средний национальный ВВП на душу населения составлял более 75 % от общеевропейского (ВВП Испании в 2007 г. – 90 %), то реципиентами политики «конвергенции» становились регионы с наибольшей плотностью населения [1]. Парадокс в том, что под этот критерий подходили наиболее развитые регионы (Каталония, Мадрид, Страна Басков), тогда как остальные автономные сообщества (АС) попали под «статистический эффект» – их ВРП на душу населения был ниже 75 % среднего душевого дохода по странам ЕС, однако и плотность населения не отвечала указанным условиям. Так, получателями средств оказались АС, в которых проживало всего 6 % населения Испании, в то время как «переходные регионы» (среднедушевой доход – от 77 % до 81 %) лишились такой привилегии, хотя на них приходилось почти 20 % населения страны [2]. В итоге даже несмотря на средства, выделяемые испанским АС в рамках проекта «Европа-2020», региональные проблемы стали накапливаться.

Далее вследствие экономического кризиса, продолжавшегося в Испании в 2009-2013 гг., ЕС сократил размер дотаций и инвестиций в национальный и региональные бюджеты, которые ранее маскировали большие государственные расходы. Также, поскольку американские банки не были более способны выдавать кредиты своим европейским партнёрам (например, «Caixa Cataluña» и «Kutxabank»), уровень предпринимательской активности в Каталонии и Стране Басков соответственно в 2014 г. по сравнению с 2007 г. сократился на 25 %. Последствия очевидны до сих пор: общий национальный показатель ежегодного появления новых частных предприятий в Испании на начало 2020 г. составлял -1,9 %, а средний срок существования новообразованных предприятий, начиная с 2017 г., составляет всего 18-24 месяца, что вкупе свидетельствует о кризисе, в котором на данный момент находятся малый и средний бизнес.

Из дефицита потенциальных работодателей вытекает ещё одна не менее важная проблема испанской экономики – безработица. И хотя влияние кризиса 2008 г. кажется очевидным: в 2013 г. 56 % трудоспособных граждан младше 25 лет не имели работы, что было наивысшим показателем молодёжной безработицы со времён Великой Депрессии в США – причины этого явления кроются в другом. Всё дело в зависимости отдельных АС от конкретных отраслей экономики. Например, более чем 15 % ВРП Анадалусии, Канарских и Балеарских островов на начало 2020 г. приходятся на сферу туризма (в 2008 г. этот показатель составлял в среднем 17 %), что обозначает занятость значительной часть населения данных регионов в туристической индустрии [3]. Хотя Испания – страна с многоукладной экономикой (например, она – одна из ведущих европейских стран в области альтернативной энергетики – 2-ая страна в Европе по изготовлению солнечных панелей), её основные макроэкономические показатели по-прежнему зависят от нескольких отраслей: рыболовство и животноводство, автомобилестроение, туризм. Региональная экономика Испании по-прежнему недостаточно диверсифицирована, поэтому особенно в условиях текущего локдауна указанные АС испытывают серьёзные проблемы, одним из проявлений которых и является высокий показатель безработицы.

Из безработицы вытекают ещё две проблемы внутреннего развития Испании, которые имеют место с начала 2010-х гг. – это отток населения и приток мигрантов. Согласно заявлению ОЭСР, в июле 2011 г., Испания превратилась в эмигрантскую страну, где ежегодный отток рабочей силы в ЕС, США и Латинскую Америку стал превышать приток рабочих-иммигрантов. Например, в период 2009-2019 гг. почти 150 тысяч жителей Каталонии, Страны Басков и Валенсии официально сменили своё постоянное место жительства, переехав преимущественно во Францию, Германию, Бельгию. При этом часть этих экс-патриотов сохранили недвижимость в Испании, что наряду с неконтролируемым притоком мигрантов и ростом безработицы привело к распространению движения «Ocupas»: полулегальному захвату пустующих домов и квартир людьми, по различным причинам неспособными оплатить собственное жильё. Данное явление противоречиво, так как без соответствующего судебного решения (оно может приниматься более 1 месяца) захватчики не могут быть выселены из оккупированного жилья. Таким образом, миграционная проблема – одна из острейших в современной Испании, поскольку, с одной стороны, способствует росту показателей безработицы, а с другой, преступности.   

Данные процессы неизбежно сказываются на настроениях населения, результатом чего в 2011-2012 гг. в Лас-Пальмас-де-Гран-Канария, Барселоне, Севилье, Мадриде стали массовые манифестации против принимаемых государством мер в отношении экономии бюджетных средств, безработицы и т. д. Более того, в первые со времён франкистской эпохи на повестку дня встал вопрос об отделении Каталонии от Испании, что впоследствии конвертировалось в референдумы 2014 г. и 2018 г. Поводом для роста общественного недовольства стала налоговая дискриминация региона: по подсчётам Экономического департамента Каталонии с 2010 г. по 2013 г. жители Каталонии выплачивали налоги в размере 120 % по сравнению с общенациональным уровнем, не получая при этом соответствующих равноценных субсидий.

Таким образом, как показывает текущая экономическая и политическая ситуация в Испании, проблемы, проявившиеся вследствие мирового экономического кризиса 2008 г., взаимосвязаны друг с другом и носят системный характер. Так, несмотря на постепенно растущие доходы населения, средний показатель безработицы в испанских АС равен 20 %. Это значит, что многие испанцы имеют статус временно или частично занятых и значительная часть населения проживает в сельской местности, где затруднён доступ к социальным ресурсам и по-прежнему отсутствует необходимая инфраструктура для комфортного существования [4].

Экономические проблемы Испании тесно связаны с политическими, проявлением чего является возросшая в последние 10 лет популярность каталанского национализма. Если Мадрид продолжит занимать стоическую позицию в отношении «каталанского вопроса», это может привести к новой волне общественного недовольства, которое подкрепляется негативным влиянием пандемии COVID-19 на экономику государства. Так, 2020 год обещает стать рекордным по количеству разорившихся мелких и средних предприятий, что отразится на занятости населения и, как следствие, его уровне жизни – вкупе с трудовой эмиграцией и неразвитостью промышленности в отдельных регионах это обещает стать главным вызовом для региональной политики Испании в 3-ем десятилетии XXI века.

  1. Захаров А. Н., Серединская К. С. Анализ региональной политики ЕС на примере Испании. Российский внешнеэкономический вестник, №8, 2015. С. 60-71.
  2. Douglas Yuill, Carlos Méndez, Fiona Wishlade «EU Cohesion policy 2007-13 & the implications for Spain: Who gets what, when and how». 2006, 74 p.
  3. Захаров А. Н., Серединская К. С. Оценка эффективности региональной политики в Испании. Российский внешнеэкономический кризис, №3, 2016. С. 31.
  4. Прохоренко И. Л. Политика регионального развития Испании: механизмы и инструменты. Мировая экономика и международные отношения, №5, 2015. С. 41-51.