Политика Соединенных Штатов в рамках блока НАТО всегда была предметом особого внимания общественности, и надвигающиеся президентские выборы лишь подогревают интерес к этой теме. О ситуации внутри альянса, его политике в отношении других государств и будущем НАТО в интервью International Studies рассказал старший научный сотрудник Лаборатории анализа международных процессов МГИМО МИД России, эксперт РСМД Максим Сучков.

 

– В августе стало известно о выводе американских войск из Германии, как реакции за нежелание последней увеличивать свои военные расходы. Складывается впечатление, что Соединенные Штаты недовольны поведением своих союзников по Альянсу. По Вашему мнению, изменится ли риторика Дональда Трампа по вопросу отношений США–НАТО в связи с ноябрьскими выборами в США: станут ли требования жестче или, наоборот, смягчатся? 

– Требования к европейским союзникам вносить больший вклад, прежде всего материальный, в бюджет НАТО – позиция не только республиканцев. Предыдущий президент Барак Обама настаивал на том же. Трамп, в силу своей стилистики и особенностей характера, делает это в более напористой манере и без сантиментов. Это вызывает болезненную реакцию европейцев. Для Трампа эта тема не главная, но он может представить ее своим избирателям как победу – принудил «скупых союзников» платить больше за «американской зонтик», хорошая сделка. Со своей стороны демократы представят это давление Трампа как неспособность дорожить отношениями с союзниками в Европе перед лицом «нарастающей агрессивности Москвы».

 

– Насколько в этом вопросе позиция Трампа отличается от позиции его главного соперника на выборах Джозефа Байдена?

– Содержательно – практически не отличается. Демократы также хотели бы, чтобы европейцы – особенно западноевропейцы – чуть больше своего бюджета тратили на коллективную оборону. Но стилистически Байден, конечно, будет говорить об этом в более дипломатичной форме, возможно, даже с демонстративным уважением, чтобы контраст с Трампом был ярче. Но в этом вопросе – что у Трампа на языке, то у вашингтонского истеблишмента на уме.

 

– Бывший советник президента по национальной безопасности Джон Болтон полагает, что Трамп может в случае переизбрания решиться на вывод США из НАТО. Каков Ваш прогноз относительно будущего сотрудничества США с альянсом? 

– Полагаю, это то, как сам Болтон интерпретирует разочарования Трампа поведением союзников. Тут и обида на бывшего шефа, и желание полить воду на мельницу критики действующего президента со стороны его оппонентов. К тому же, по таким важным вопросам, как членство в НАТО, американская система принятия решений «застрахована» от капризов одного человека. О будущем НАТО в Вашингтоне, разумеется, думают, дискутируют о глобальной роли Америки, но пока надо исходить из того, что США – системообразующий элемент НАТО, и демонтировать альянс добровольно не станут.

 

– Ожесточенный спор между турками и греками разгорается вокруг Восточного Средиземноморья. Какую позицию в конфликте между двумя членами НАТО займут Соединенные Штаты? Каким образом будет осуществляться поддержка? Насколько активно Соединенные Штаты в целом будут следить за ситуацией вокруг острова Кастелоризо, и каковы цели США в ней?

– Для Соединенных Штатов эта ситуация – шанс проявить свое лидерство в деле примирения союзников по НАТО и одновременно дисциплинировать Турцию, которая последние годы становилась все более строптивым союзником. Кроме того, идея снижения европейской энергозависимости от России в интересах Америки – тут Турции отводится важная роль «диверсификатора» поставок. Однако делать это нужно осторожно, чтобы не снизить значимость собственно американских поставщиков СПГ на европейский рынок.

 

– Существует мнение, что напряженность между Грецией и Турцией может привести к распаду альянса, поскольку часть стран будет активно поддерживать Грецию, а другая часть – Турцию. Как существующие разногласия скажутся на положении внутри НАТО в целом?

– Периодические кризисы в отношениях союзников по НАТО (Греция – Турция, Италия – Франция в Ливии) почти всегда поднимают дискуссии о скором распаде альянса или его несостоятельности. Действительно, НАТО уже давно находится в поиске идеи для «политического ребрендинга», и прежняя идеологическая основа убеждает не всех, а мотивирует еще меньшее количество членов. Идея «обновления через расширение» тоже себя не очень оправдывает: добавочная ценность новых членов невелика, а издержки на их содержание и защиту «утяжеляют» организацию. Однако конфликт Греции и Турции для альянса не новый вызов, поэтому конкретно с этой стороны не вижу угроз его целостности.   

 

– Как руководство Соединенных Штатов смотрит на ситуацию в Белоруссии? Какие шаги для стабилизации ситуации уже предпринимаются и какие могут быть предприняты? Возможна ли ситуация, когда передислоцированные в Польшу американские военные также подойдут к границе с Белоруссией?

– Администрация Трампа вела линию на постепенное отторжение Белоруссии от России. Это двухпартийная линия, и связана она с тем, что американцы увидели в намерении Александра Лукашенко «диверсифицировать внешнеполитические активы Минска» возможность снижения зависимости от Москвы. Внутрибелорусский кризис и действия президента этой страны показали, что в критические моменты более надежного союзника, чем Москва, у Минска нет. Думается, что дальше публичной критики руководства Белоруссии и санкционных мер американцы на этом этапе не пойдут. Но будут мониторить ситуацию в стране, оценивать степень устойчивости белорусского режима и ресурсы оппозиции и, возможно, вернутся к попыткам наращивания собственного влияния в Белоруссии в более подходящий для этого политический момент.

 

– Как НАТО отреагирует на политические маневры Александра Лукашенко – проведет дополнительные военные учения, передислокацию войск или иные меры? 

– Думаю, основные шаги на этом направлении будут приниматься уже с подачи новой администрации в США. Сейчас представляется, что при Байдене меры будут жестче: возможно, дополнительные санкции, размещение дополнительных сил в прибалтийских республиках, пусть даже чисто символические.

 

– Как повлиял инцидент с Алексеем Навальным на взаимоотношения внутри НАТО и на взаимоотношения США с партнерами? Стало ли это объединяющим фактором в отношениях внутри альянса?

– США в этом вопросе уступили лидерство европейцам. Кто-то считает, что из-за предвыборной гонки американцам просто было не до этого, и они решили, раз немцы взялись за эту проблему – им с ней и разбираться до конца. Кто-то полагает, что это маневр на столкновение России с европейскими странами – прежде всего, с Германией и Францией.  Администрация Трампа ухватилась за немецкую позицию по ситуации с Навальным, как за дополнительный аргумент для отказа Берлина от «Северного Потока – 2». Не факт, что это сработало, но и ситуация еще не исчерпана. Так что, возможно, новая администрация в Вашингтоне вернется к этому вопросу вместе с инициативами по новым санкциям.

Фото: Reuters / © Reinhard Krause