За последнее время информационная повестка, касающаяся Израиля, существенно изменилась. Если раньше большинство новостей, в которых упоминалась эта страна, было связано с арабо-израильским конфликтом, обострениями в Секторе Газа, ударами по территории Сирии и противостоянием с Ираном, то сегодня внимание приковано к израильскому внутриполитическому кризису. Ленты информагентств и СМИ пестрят сообщениями о внеочередных выборах, небывалых акциях протеста и столкновениях с полицией. Чем обусловлены эти перемены и чего можно ждать в будущем?

Как закалялся кризис

С 2019-го по 2022 год Израиль находился в политическом кризисе: за три года страна пережила пять внеочередных парламентских выборов. В это период были опробованы, кажется, все возможные партийные комбинации. По итогу первых двух выборов политические силы так и не смогли договориться и сформировать коалицию. На третьих выборах основные на тот момент лидеры гонки – Биньямин Нетаньяху и Бенни Ганц создали «правительство национального единства». Казалось, это положит конец кризису. Однако коалиция продержалась чуть больше года. По итогу четвертых выборов было сформировано «правительство перемен». В него вошли, левые, арабы, центристы и правые – всех их объединяло лишь одно: желание не допустить победы Нетаньяху («только не Биби»), который к тому моменту находился во главе государства уже 12 лет. Несмотря на некоторые успехи, эта коалиция «лебедя, рака и щуки» продержалась ровно год. Наконец, по итогу пятых выборов образовалось монолитное правительство, в которое вошли традиционные союзники: правые, ультраправые и религиозные партии.

Нынешнее правительство – едва ли не самое ультраправое и ультрарелигиозное за всю политическую историю Израиля. Места в нем получили несколько достаточно одиозных фигур. Например, министр национальной безопасности Итамар Бен-Гвир состоял членом радикальной организации «Ках», признанной террористической, и был осужден за разжигание расовой ненависти. Занимающий специально созданную должность «Министр в Министерстве обороны» Бецалель Смотрич известен ультраправыми взглядами на все ключевые вопросы: полная аннексия палестинских территорий, установление государства «Галахи» (религиозного права) и т.д. Показательна в этом контексте позиция США: в момент формирования коалиции американцы дали понять, что не будут работать с Израилем по линии министерств обороны, если военное ведомство возглавит Бецалель Смотрич. В итоге Нетаньяху пришлось пересмотреть договоренности.

Слом системы

Результаты череды выборов свидетельствовали о нарастающей поляризации общества. А затеянная новым правительством юридическая реформа сыграла роль искры при пороховой бочке. Суть реформы такова. Во-первых, предусмотрено ограничение полномочий судебной власти в вопросе отмены или принятия законов. Иными словами, принятые в Кнессете законы более не будут рассматриваться Высшим судом. Это позволит правящей коалиции преодолевать вето, если законопроект набрал 61 голос в парламенте. Сторонники реформы настаивают: в отличие от депутатов суд не уполномочен обществом принимать или отменять закон. Противники реформы считают, что она сломает «систему сдержек и противовесов», в рамках которой судебная власть балансирует законодательную. То есть Кнессет сможет принимать любые законы минимальным большинством.

Во-вторых, предусматривается расширение состава комиссии по выбору судей с девяти до 11 человек. При этом из нее исключат представителей коллегии адвокатов. Вместо них в комиссию войдут министры, депутат от коалиции и представители общественности, которые будут выбираться правительством. Таким образом семь мест в комиссии окажутся подконтрольны правящей коалиции. Именно такое число голосов является минимально необходимым для назначения судей. В итоге партии, которым удалось сформировать коалицию, будут контролировать парламент, правительство и судебную систему.

В-третьих, предполагается, что Основные законы более не будут обсуждаться в Верховном суде. Важно понимать, что в Израиле нет конституции. Вместо нее существует свод Основных законов. Иными словами, «конституционные законы» будут приниматься без участия «конституционного суда». Это грозит тем, что усилившие сейчас свои позиции ультраправые депутаты смогут принимать любые законы без каких-либо ограничений.

Реакция демократического мира и израильского общества

Ситуация с реформой сложилась столь скандальная, что США сочли нужным вмешаться во внутренние дела Израиля, чего раньше никогда не бывало. Так, президент Байден заявил о необходимости сохранения независимости судебной системы, призывая к консенсусу в обществе относительно подобных радикальных перемен.

Не осталась в стороне и Франция. Эмманюэль Макрон сказал Нетаньяху, что, если он не скорректирует реформу, это будет означать, Париж и Израиль по-разному понимают демократию.

Сама реформа стала причиной серьезного раскола в израильском обществе, и спровоцировала целый ряд событий, не свойственных прежде этому государству. Протесты, продолжающиеся уже несколько недель, привели к столкновению манифестантов с полицией, в результате которого десятки человек оказались в больнице. Однако важнее другое: раскол дошел до институтов безопасности, которые традиционно сохраняли аполитичность, по крайней мере, в публичном поле. Так, пилоты 69-й эскадрильи (известна, в том числе тем, что уничтожила ядерные объекты Сирии) присоединились к протестам, поддержав требования демонстрантов. На их сторону встали также сотни других военных. Был даже озвучен ультиматум: если правительство не откажется от реформы, резервисты, отвечающие за кибербезопасность, перестанут исполнять свои обязанности. Все это вызвало как воодушевление части общества, так и раздражение высокопоставленных офицеров.

Основные тренды

Желание установить контроль над всеми ветвями власти со стороны действующего правительства свидетельствует о нескольких трендах. Во-первых, мы наблюдаем усиление правового вектора в общественно-политической жизни Израиля. Ранее умерено правое правительство, проигнорировав неодобрение части общества, продвинуло принятие Основного закона, в котором было прописано «Израиль — национальное государство еврейского народа». Это говорит о том, что сегодняшнее ультраправое правительство, стремящееся снять любые правовые ограничения, в будущем может принять и более радикальные законы.

Во-вторых, данный процесс служит индикатором ориентализации, а точнее «ближневосточнизации» Израиля. Политический лидер, руководящий страной более 15 лет, пожелал взять под контроль все ветви власти, пока имеется такая возможность. Между тем, именно личность Биньямина Нетаньяху способствует поляризации общества, поскольку часть граждан считает его сильным политиком, способным отстаивать национальные интересы, а другая часть – коррупционером, готовым на что угодно, лишь бы удержать власть.

Израиль продолжает двигаться по спирали уже не только политического, но уже и конституционного кризиса. Очевидно, что назрела необходимость пересмотреть «общественный договор». Но беда в том, что внутренние проблемы накладываются на внешние вызовы как на «палестинской арене», так и на иранском направлении. Исходя из этого возможность маневрирования для действующего руководства продолжает сужаться. Поэтому ситуация может привести к самым драматическим последствиям.

Институт Востоковедения РАН