Нынешняя обстановка на международной арене все больше подтверждает тезис, что однополярная система МО, во главе которой стояли США, находится в состоянии кризиса. Утверждение известного американского ученого Иммануила Валлерстайна, уже ставшее аксиомой, гласит, что консенсус большинства государств по поводу того, что действия лидера отвечают их потребностям, либо согласие на выбранный путь развития является необходимым условием гегемонии. Однако сейчас такого не происходит, поэтому и объективных предпосылок к сохранению статуса-кво у американской однополярности нет. Мы находимся на пороге зарождения новой системы международных отношений, установление которой многие аналитики считают возможной угрозой глобальной безопасности.

Так, в докладе Мюнхенской конференции по безопасности (MSC) «To the Brink – and Back?», опубликованном 8 февраля, говорится о появлении хаотичного многополярного мира, которой может поспособствовать разрушению сложившегося миропорядка. Несмотря на тот факт, что мир движется к многополярности во всех сферах деятельности, обеспечить глобальную безопасность способны США и, возможно, Китай. Если развивающиеся державы не будут вовлечены в работу по укреплению глобальной безопасности, установление многополярности будет проблематичным. В этой связи возникает справедливый вопрос: «На каких столпах будет базироваться данная система?». С большой долей вероятности можно предположить, что одной из основ будущего миропорядка будет военная сила. Этот тезис подогрели два новых американских документа –   «Стратегия национальной безопасности» и ядерная доктрина «Обзор ядерного потенциала». Это регулярные документы, которые не были бы так неординарны, если бы не один принципиально важный момент, а именно – США готовы расширить использование ядерного оружия. Впервые «неядерные стратегические атаки» перечислены вместе с остальными угрозами, которым США способны противостоять с помощью ядерного оружия.

Ядерное оружие – основополагающий фактор сохранения стратегической и региональной стабильности. Пока ни одно ядерное государство не было подвергнуто военному давлению, в то время как против неядерных государств велась открытая агрессия, этим и оправдывается, желание ряда неядерных государств иметь ядерное оружие. Если полный отказ от ядерного оружия в ближайшем будущем невозможен, учитывая, что Договор о запрете ядерного оружия (ДЗЯО) на данный момент не вступил в силу, то мировое сообщество должно выстроить функционирующую систему контроля над ядерными вооружениями, т.к. это является фактором обеспечения национальной и международной безопасности. Стоит признать, что сегодня в сфере контроля над ядерным оружием сложилась критическая ситуация, беспрецедентная даже для времен холодной войны. После подписания каждого следующего договора о сокращении стратегических ядерных вооружений, две подписавшиеся стороны – США и СССР, а в последующем Россия, незамедлительно начинали переговоры по следующему договору.

По части сокращения ядерных вооружений на сегодняшний день мы имеем два договора: Пражский Договор СНВ, а также, бессрочный Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД), существование которого балансирует на грани в связи с взаимными претензиями сторон друг к другу. Кризис российско- американских отношений препятствует консолидации режима ядерного нераспространения, что увеличивает риск применения ядерного оружия. Настоящий год является юбилейным для всего мирового сообщества – 50 лет назад в Нью- Йорке был подписан важнейший для всего человечества договор – Договор о нераспространении ядерного оружия. За это время ведущие ядерные государства США и Россия (СССР) проделали серьезную работу по предупреждению пусков ракет с ядерными боеголовками. Факт того, что общемировое число ядерных вооружений уменьшилось не менее чем в 5 раз доказывает позитивную тенденцию. Остальные члены «ядерной пятёрки» также являются гарантом стабильности в сфере контроля над ядерным оружием. Однако, новые ядерные державы (Пакистана, Индии, КНДР) не обладают отлаженной системой предупреждения угрозы случайного ядерного пуска, которая бы исключала вероятность ошибки.

То, что ядерное оружие на данный момент является гарантом обеспечения международной стабильности не является положительным или отрицательным факто. Это лишь определяет современные реалии. Возможность намеренного применения ядерного оружия должно быть полностью сведено на нет, т.к. даже его одиночное применение вызовет обратный ядерный ответ. В связи с этим можно выделить несколько путей решения данного вопроса.

Практические шаги в сфере нераспространения ядерного оружия

Поддерживать ДНЯО. Следует возобновить процесс выполнения условий ДНЯО, где главенствующую роль должны играть Россия и США. Двум странам необходимо объединить усилия для обеспечения выполнения статьи VI ДНЯО, не теряющей своей актуальности, но по-новому интерпретируемой на данный момент – вести переговоры по недопущению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем. Важность присоединения к процессу сокращения ядерного оружия Китая, Франции и Великобритании не ставится под сомнение. Все положения ДНЯО должны неукоснительно выполняться его участниками, что будет говорить о взаимоуважении стран-участниц. Укрепление доверия в сфере нераспространения ядерного оружия – базис в построении архитектуры международной безопасности.

Необходимо создать условия для присоединения к ДНЯО государств, которые не являются его участниками, что предполагает под собой укрепление международной и региональной безопасности. Ядерные государства обязаны дать юридически закрепленные гарантии безопасности неядерным странам, которые решили присоединиться к ДНЯО и отказались от идеи обладания ядерным оружием. Созданный банк низкообогащенного урана (НОУ) под руководством МАГАТЭ в Казахстане является положительной практикой в укреплении режима безопасного использования урана для мирных целей, которую необходимо перенимать.

Вступление в силу ДВЗЯИ. Призвать все страны, от которых зависит вступление в силу ДВЗЯИ, подписать его и ратифицировать. Необходимо отметить, что вступление в силу данного договора во многом зависит от США. Ратификация Договора Вашингтоном сможет послужить толчком для других стран последовать этому примеру. Вероятно, необходимо закрыть доступ к данным Международной системы мониторинга (МСМ) тем странам, которые не ратифицировали данный договор.

Сотрудничество по предотвращению ядерного терроризма. Необходимо защитить человечество от угрозы использования радиоактивных материалов для радиационного заражения территорий, т.н. «грязной бомбы». Требуется ужесточение контроля на всем трехступенчатом цикле существования радиоактивных источников – «производство-использование-утилизация».

Расширение зон свободных от ядерного оружия. Создание безъядерных зон возможно при установлении коллективного доверия внутри мирового сообщества. Создание безъядерной зоны на Ближнем Востоке безусловно стало бы значимым событием в борьбе за нераспространение ядерного оружия, но необходимо констатировать тот факт, что на данный момент данный исход маловероятен. Основная трудность претворения этой идеи в жизнь – уже имеющиеся ядерные компоненты на Ближнем Востоке. Очевидно, что Израиль, располагающий по разным данным 100 – 200 ядерными зарядами, от ядерного оружия не откажется. В связи с этим в данный ситуации представляется необходимым недопущение распространения ядерного оружия в регионе – лучше предотвратить, чем обезвредить. Саудовская Аравия и Сирия до сих пор не подписали ДВЗЯИ. В этой связи продуктивно создать рабочую площадку, где страны данного региона смогли бы прийти к необходимому компромиссу.

Сохранение и реализация СВПД. Мировое сообщество обязано обеспечить сохранение соглашения между Ираном и группой государств, известных как 5+1. Всем известно каких трудов стоило достижение этого соглашения. Отказом от своей ядерной программы Иран внес вклад в режим нераспространения ядерного оружия, который нельзя переоценить. Тегеран не раз доказал неукоснительное следование положениям СВПД. В то же время США решили отойти от подписанного соглашения. Вероятно, главенствующую роль в сохранении данного договора будет играть Европейский Союз, т.к. без его официального “одобрения” действий Вашингтона по иранской программе, США останутся одни, что усложнит принятие мер. Последнее заявление посла ЕС в России Маркуса Эдерера выглядит оптимистично, но не менее спорным: ” ЕС не будет проводить свою политику в угоду США”. Если Брюссель все-таки проявит свою политическую волю, посодействовав американо-иранскому диалогу, то это поможет в достижении компромисса по СВПД.

Дать юридические гарантии КНДР. Северокорейский кризис должен быть урегулирован только путем политико-дипломатических средств. Российско-китайская «дорожная карта» может послужить регулирующим инструментом. Ядерная пятерка должна предоставить КНДР гарантии её безопасности, что будет являться важным условием восстановления политического доверия внутри мирового сообщества. Все страны должны его поддержать и закрепить гарантиями безопасности КНДР в обмен на сворачивание северокорейской ядерной программы.

Практические шаги по предотвращению кризиса в сфере контроля над ядерными вооружениями

Продлить действие договора СНВ – III. Камнем преткновения в развитии переговоров по договору СНВ III являются система противоракетной обороны США и неядерные стратегические вооружения. В связи с этим необходимо разрешить взаимные противоречия по данным вопросам. При возобновлении российско-американского диалога в рабочем режиме, будет продуктивно поднять вопрос о дальнейшем сокращении СНВ. Сейчас, как мы знаем, договором предусмотрено сокращение ядерных боезарядов до 1 550 единиц с обеих сторон.

Сохранение Договора РСМД. Для недопущения возобновления цикла характерного для холодной войны «действие – противодействие», США должны перестать рассматривать под лупой предполагаемые российские нарушения этого договора, тем самым создавая почву для выхода из сложившейся ситуации.

Требуется усиление транспарентности в сфере ПРО, т.к. простое заключение нового договора по ПРО ситуацию не изменит. Устранение американских ПРО в Европе маловероятно, поэтому демонстрация неспособности американских систем ПРО, которые развернуты в Европе, запускать наступательные ракеты уже способна снизить градус напряженности. Представляется интересным возврат к неоправданно забытому проекту – Центру обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомления о пусках ракет (ЦОД), создание которого предполагалось подписанным в 2000 г. Меморандумом, но по ряду причин не созданным. Данный центр решит одну из важнейших задач, которая стоит перед мировым сообществом в сфере контроля над ядерными вооружениями – страховка от ошибочного ответного ракетно-ядерного удара на ложную тревогу о ядерном нападении.