В начале мая 2018 г. США объявили о выходе из ядерной сделки с Ираном и о намерении восстановить действовавшие ранее санкции. По мнению американских властей, Иран, несмотря на достигнутые договорённости, продолжил обогащение урана и в настоящее время находится на пороге создания собственного ядерного оружия.

В 2015 г. был подписан Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД) между Ираном и США, Россией, КНР, Великобританией, Францией и Германией касательно урегулирования проблемы иранской ядерной программы. В соответствии с планом Иран допускал инспекторов МАГАТЭ к инспекции ядерных объектов, а страны Запада, в свою очередь, обязались снять санкции. При этом условия выполнялись обеими сторонами, вплоть до одностороннего выхода из него США.

Вместе с тем действующий Президент США Д.Трамп, ещё в ходе своей президентской кампании 2016 г. критиковал достигнутые соглашения, считая их невыгодными и недостаточно жёсткими. Возвращение к данной проблематике спустя два года объясняется несколькими аспектами. Первое – обновлением внешнеполитической команды, а именно: назначениями более лояльных М. Помпео гос.секретарём и Д. Болтона советником по национальной безопасности. Второе – желанием продемонстрировать твёрдость позиции Северной Кореи в преддверии переговоров относительно её ядерной программы. Третье – и, главное, стремлением трансформировать геополитическую обстановку на Ближнем Востоке из-за затруднений в данном регионе: военными и политическими неудачами в Сирии, а также ростом влияния России и Ирана.

Такая трансформация имеет весьма туманные и опасные перспективы. Так, к уже существующим проблемам в виде Сирийской гражданской войны, конфликта в Йемене и арабо-израильских противоречий, может добавиться и полноценная военная конфронтация Ирана с внешними акторами в лице США и их союзников по НАТО. Более того, вероятность такого конфликта способна сподвигнуть Иран разработать ядерное оружие. В связи с чем возникает вопрос о функционировании режима нераспространения.

Неодназначной оказалась и реакция ближайших союзников США. Если в середине апреля текущего года Франция и Великобритания поддержали Соединённые Штаты, и совместно нанесли ракетный удар по Сирии, нарушив тем самым нормы международного права, то на этот раз данные государства, а также Германия выступили против выхода из СВПД и новых антииранских санкций. Более того, в соответствии с Декларацией Высокого представителя ЕС, выпущенной от имени всего объединения, Европейский Союз по-прежнему будет соблюдать условия СВПД и не собирается вводить новых антииранских санкций.

Некоторые европейские лидеры полагают, что изоляция Ирана может способствовать приходу к власти более консервативных лидеров, имеющих менее сговорчивую позицию по широкому кругу вопросов. В дополнение, значительные потери могут произойти в экономической сфере. Так, объём взаимной торговли между Европейским Союзом и Ираном в 2017 г. увеличился в 1,5 раза по сравнению с 2016 г. Кроме того, в случае присоединения к санкциям пострадает европейский банковский сектор, т.к. государственные и частные банки Австрии, Дании, Франции и Германии уже предоставили финансирование для сделок и инвестиций в Иран. В тесном сотрудничестве, а не в конфронтации с Ираном заинтересованы представители европейской энергетики, в частности, французская компания «Total».

В свою очередь Израиль – единственное государство всецело поддержавшее выход США из СВПД. За несколько дней до заявления Трампа власти Израиля обнародовали тайный «ядерный архив» Ирана, похищенный разведкой, и обвинили Тегеран в разработке ядерного оружия. В тоже время не было представлено каких-либо доказательств. При этом важно отметить, что Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) заявило, что Иран выполняет поставленные перед ним условия. Позиция израильской стороны, по-видимому, объясняется желанием ослабления Ирана, нежели чем возможными нарушениями СВПД.

Таким образом, можно предположить, что разработка ядерного оружия является предлогом для введения новых санкций против Ирана. Основная цель которых заключается в истощении внутренних ресурсов и обострении внутриполитической ситуации. Конечным результатом чего должно стать изменение текущего внешнеполитического курса, а также, возможно, смена действующего политического режима. Так, в Стратегии национальной безопасности США от 18 декабря 2017 г. помимо прочих приоритетных действий декларируется нейтрализация влияния Ирана.

Ричард Бафф, эксперт «RAND Corporation», полагает, что сейчас лучшее время для того, чтобы оказать максимальное давление на власти Ирана. По его мнению, смесь санкций и антиправительственных выступлений могут привести к непрекращающимся беспорядкам, способным свергнуть действующий политический режим.

Серия протестов в Иране конца 2017 – начала 2018 гг., затронувших 65 городов и приведших к гибели 25 человек, показала, что в настоящее время действительно существует возможность дестабилизации внутриполитической обстановки страны. Так, Иран имеет некоторые затруднения социально-экономического характера, а именно: высокий уровень безработицы (особенно среди молодёжи), высокий уровень инфляции, высокая степень неравенства распределения доходов между богатыми и бедными. Кроме того, существуют противоречия политического характера между действующей властью, либерально и консервативно настроенными группами населения.

Ввиду этого новой виток санкций, а также внешнее политическое и информационное давление может способствовать обострению уже существующих проблем. В тоже время, подавление протестов и дальнейшее стабилизация ситуации продемонстрировали устойчивость политической системы Ирана. Однако недавние антиправительственные выступления происходили без значительной внешней поддержки и в условиях практически отсутствия санкций.

Таким образом, представляется, что выход США из СВПД и наложение новых санкций продиктованы политическими причинами, прежде всего стремлением ограничить влияние Ирана на Ближнем Востоке. Вместе с тем отсутствие поддержки со стороны европейских союзников, главным образом, Франции, Германии и Великобритании, имеющих политические и экономические интересы в развитии отношений с Ираном, может в значительной степени затруднить достижение желаемого результата. Тем не менее, серия антиправительственных протестов в Иране на рубеже 2017 и 2018 гг. продемонстрировала, что в стране существует ряд экономических и политических проблем. В следствие их усугубления, посредством внешнего влияния, может произойти внутриполитическая дестабилизация, результатом чего станет ослабление позиций страны в целом.