Россия с 2001 года претендует на увеличение своей территории в арктической зоне, исходя из того, что объекты притязаний РФ имеют континентальную природу образования. Однако Комиссия ООН по границам континентального шельфа в 2001 году отклонила заявку РФ из-за отсутствия достаточной аргументированности.

В августе 2015 года Россия подала обновленную заявку в Комиссию ООН на расширение внешней окраины континентального шельфа в Северном Ледовитом и Тихом океанах путем присоединения хребта Ломоносова, Чукотского поднятия, а также поднятия Менделеева и разделяющих их котловины Подводников и Чукотской котловины.  Научно-исследовательское судно «Академик Федоров» завершило свою экспедицию. По словам   Министра природных ресурсов и экологии России Сергея Донского «экспедицией выполнен весь объем работ, даже больше, чем планировалось. У нас теперь есть все необходимые обоснования, чтобы готовить заявку и внести ее на комиссию по границам континентального шельфа». Общая площадь территорий, включенных в заявку, составляет 1,2 миллиона квадратных километров, а объем углеводородных ресурсов равен 5 миллиардам тонн условного топлива.  9 февраля прошла презентация в ООН обновленной заявки по результатам долговременной работы геолого-геофизических экспедиций, целью которых было доказать континентальную природу образования вышеуказанных территорий.

Арктика имеет неоспоримый ресурсный потенциал и представляет собой колоссальный минерально-сырьевой источник нефти и газа, твердых полезных ископаемых, биологических ресурсов, энергии. Так, одним из примеров богатства шельфа Арктики может служить Штокмановское месторождение, которое расположено на северо-востоке шельфа и имеет геологические запасы равные 3,9 трлн м3газа и около 56 млн т газового конденсата.

А по данным Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации «ресурсы нефти, газа и конденсата арктического континентального шельфа оцениваются в 83 млрд. тонн условного топлива. Из них около 80% приходится на долю Баренцева и Карского морей (включая Обскую и Тазовскую губы), где находятся все 25 открытых на сегодняшний день в Арктической зоне Российской Федерации морских месторождений углеводородов с извлекаемыми запасами промышленных категорий более 10 млрд. т.у.т (8,5 трлн. куб. м и газа, 430 млн. т нефти)».

Потенциал региона дает основания для оптимизма с точки зрения перспектив расширения ресурсной базы. Несмотря на то, что на современном этапе изучения возобновляемости и доступности природных ресурсов ученые нашли альтернативные источники получения энергии, ожидается, что углеводороды, которыми богат шельф Арктики, по-прежнему сохранят свой статус в качестве основного источника мировой энергии. А процесс истощения уже разрабатываемых месторождений сделает Арктику одним из самых важных регионов по добыче нефти и газа.

В связи с открытием значительных запасов природных ресурсов встает вопрос о том, могут ли другие государства, которые заявляют права на Арктику, официально претендовать на геополитическое влияние в этом регионе. Однако, преимущественное значение в формирование сфер влияния имеет «арктическая пятерка» — государства, напрямую граничащие с данным регионом, в числе которых ведущие мировые державы: Российская Федерация, США, Канада, а также Дания и Норвегия.

В добавление к вышесказанному следует отметить, что страны «пятерки» имеют ряд спорных вопросов друг с другом. Большинство из них связаны с демаркацией границ в зонах соприкосновения государств, что особенно актуально в виду начала рассмотрения российской заявки Комиссией ООН по границам континентального шельфа.

15 декабря 2014 года Дания и Гренландия представили Генеральному Секретарю ООН заявку на расширение их территории морского дна в Арктике за пределами 200-мильной экономической зоны, которое будет включать Северный полюс и около 895 тыс км2 дна Северного Ледовитого океана на север от Гренландии. Данная заявка тут же вызвала оживление в российских политических кругах, так как граница, на которую претендует Королевство Дании, перекрывает часть территории российских притязаний. В ходе рассмотрения российской заявки Комиссия должна будет разрешить вопрос совместных притязаний.

Открытие значительных запасов углеводородных ресурсов на континентальном шельфе Арктики явилось для России мощным фактором для её долгосрочного стратегического развития. Все это позволяет заключить, что сегодня в Арктике речь идет не столько о расширении экономического присутствия России и других стран циркумполярного региона, сколько об его обеспечении с помощью развития военной инфраструктуры.

Поэтому несмотря на заявления о стремлении к демилитаризации арктического региона и на широкую нормативно-правовую базу, позволяющую разрешить возникающие споры мирным путем, происходит усиление военного присутствия арктических держав в регионе. Арктические государства регулярно осуществляют военное патрулирование своих воздушных и водных границ, проводят военные учения, отрабатывают взаимодействие различных родов войск, укрепляют старые военные базы, возводят новые опорные пункты базирования сухопутных, воздушных и морских сил, что свидетельствует о возрастании военного противостояния в Арктике.

Несмотря на то, что современный этап развития системы международного сотрудничества в арктическом регионе приходится на период охлаждения отношений России со странами Запада в связи с украинским и сирийским кризисами, российская сторона надеяться на объективное рассмотрение обновленной заявки и на положительный ответ.