Инструктор аэробики Кхинг Хнин Вай в очередной раз решила записать на видео свою утреннюю зарядку. Выполняя ритмичные упражнения под электронную музыку в центре города, девушка не заметила, как позади проехала колонна военных автомобилей в направлении парламентского комплекса. Опубликовав видеоролик в социальных сетях, инструктор вскоре стала известна всему миру, ведь она запечатлела начало военного переворот в Мьянме.

Над Мьянмой тучи ходят хмуро

Вооруженные силы страны, возглавляемые Мин Аун Хлайном, 1 февраля арестовали государственного советника Аун Сан Су Чжи и президента Мьянмы Вин Мьина. Под арестом оказались депутаты партии Национальная лига за демократию (НЛД), ряд министров и политиков. После захвата власти военная администрация объявила о введении чрезвычайного положения сроком на один год. Формальной причиной военного переворота стали обвинения со стороны военных в многочисленных нарушениях во время ноябрьских выборов 2020г., по итогам которых возглавляемая Аун Сан Су Чжи НЛД получила большинство в парламенте.

Захват власти руководством вооруженных сил вызвал панику среди населения, граждане бросились за продуктами и товарами первой необходимости, опасаясь ухудшения обстановки в стране. Несмотря на то, что главнокомандующий заявил о построении «дисциплинированной демократии» и передаче власти после новых выборов, действия военных спровоцировали масштабные акции протеста. На улицы Нейпьидо и Янгона вышлидесятки тысяч граждан с лозунгами в поддержку арестованной Аун Сан Су Чжи и против захвата власти.

Действия военного руководства Мьянмы незамедлительно стали частью международной повестки. Совет Безопасности ООН выразил глубокую озабоченность ситуацией в стране и подчеркнул важность сохранения демократического транзита в Мьянме. Президент США Джо Байден поручил ввести санкции в отношении военных, организовавших захват власти. Китайское руководство оказалось немногословным в оценке военного переворота. Представитель МИД КНР Ван Вэньбинь (汪文斌) выразил надежду на разрешение конфликта посредством диалога и в рамках конституции, а международное сообщество, по мнению дипломата, должно создать для этого оптимальную среду.

Медиа Китая отреагировали на события южного соседа по-разному. Агентство Синьхуа кратко сообщилооб аресте государственного советника и президента, а на следующий день — о «крупных перестановках» в правительстве, объявленных военными. В предыстории конфликта разбиралось Пэнпай синьвэнь, однако издание не стало называть произошедшее «военным переворотом». О недовольстве западной общественности неприсоединением Китая к критике Мьянмы заявил главред Хуаньцю шибао Ху Сицзинь (胡锡金). Популярный блогер «Ню даньцинь» (牛弹琴) отметил, что западные страны воспользуются ситуацией в стране для усиления давления на Пекин.

Неудобный партнер

Отношения Мьянмы и Китая длительное время строились на поддержке Пекином военного руководства страны. В условиях международной изоляции к 1990-ым годам Мьянма оказалась зависимой от Китая. В 2011г. в стране начались реформы, военное руководство решило покончить с международной изоляцией, добиться отмены санкций, привлечь иностранные инвестиции и выстроить отношения с Западом. Поворотным моментом в отношениях с Китаем стал отказ президента Тейн Сейна в строительстве Пекином Мьитсонской плотины в 2011г. Следом в Мьянме вспыхнули боевые действия с сепаратистами вблизи границы с Китаем, во время которых снаряды залетали на китайскую территорию.

Отказ в строительстве плотины, нестабильность на границе и сотрудничество Мьянмы с Западом охладили отношения двух государств. Китайское руководство решило переориентировать дипломатические усилия и начало выстраивать отношения с оппозиционным лидером Аун Сан Су Чжи. Расчет Пекина оказался удачным, поскольку политик пришла к власти в 2016г. и активизировала отношения с Пекином. В 2017г. Мьянма вновь оказалась в международной изоляции из-за гуманитарного кризиса народности рохинджа. На фоне этих событий правительство Мьянмы согласилось на углубление сотрудничества с Пекином и строительство Китайско-мьянманского экономического коридора (КМЭК) — комплекса инфраструктурных мегапроектов между китайской провинцией Юньнань и Мьянмой. Однако существенных успехов у КМЭК пока нет, а из 40 проектов, предложенных Китаем, Мьянма согласовала лишь 9.

Сохранение влияния на руководство Мьянмы остается стратегической задачей Китая. Через страну Пекин сможет связать порты Индийского океана с провинцией Юньнань и ускорить поставки природных ресурсов из Африки и Ближнего Востока. Кроме того, Китаю нужна стабильность на границе. Партия НЛД во главе с арестованной Аун Сан Су Чжи были настроены прагматично и даже решились на участие в КМЭК, хотя проект подразумевает усиление зависимости от Китая. Захват власти военными не был в интересах Пекина, ведь он лишился удобного партнера.

Военное руководство Мьянмы чувствительно относится к вопросам суверенитета. Силовики уверены, что Китай вмешивается во внутренние дела страны и подозревают Пекин в помощи сепаратистам. Во внешней политике военные стремились к многовекторности и ориентировались на диалог с США, что раздражало Китай. Нынешний военный переворот уже вызвал критику и санкции со стороны западных стран и может в дальнейшем привести к очередной международной изоляции Мьянмы. В таких условиях военное руководство страны вновь попробует опереться на китайскую поддержку, однако более податливым и прагматичным оно не станет.

Непредсказуемость военных Мьянмы обуславливает политические риски для китайского бизнеса в стране. Вероятно, Китаю придется договариваться с военными о сохранении КМЭК и собственных инвестиций. Однако новых санкций в отношении Мьянмы и ее полной изоляции в Пекине не желают, поскольку это может навредить амбициозным китайским проектам, о чем косвенно говорит речь представителя МИД КНР. За попытки защитить военное руководство Мьянмы на международной арене Китаю придется заплатить репутацией среди западных стран.