Недавнее исследование, проведённое Российским комитетом по связям с общественностью в Америке, обнаружило, что почти половина американцев российского происхождения, живущих в США, сталкивались с проявлениями русофобии. Подобная мрачная, но не вызывающая удивления статистика – побочный эффект современной версии маккартизма, которым заражён практически каждый элемент американского политического дискурса. Русофобия, наблюдаемая сегодня, напоминает о Холодной войне, которая в сознании некоторых вовсе никогда и не заканчивалась, и одновременно представляет собой совершенно новую сущность, вышедшую из горнила всеобщего стремления к личной политической выгоде.

Во внутренней политике полезность русофобии основывалась на том, что последняя позволяла выйти победителем из спора, не выдвигая при этом ни единого довода. Годами сторонники обеих доминирующих в американском политическом ландшафте партий находили в различных уничижительных комментариях, предназначенных для демонизации своих оппонентов, якобы находящихся в долгу перед Россией или исполняющих её указания, замену фактам и соображениям разума. Это делалось – и делается до сих пор – не из искренней веры в невольничью покорность “московского Митча” воле Путина или, например, в то, что Тутси Габбарт действительно является “русским агентом”. Истинная причина таких выпадов проистекает из эффективности переходов на личности, намекающих на коварство и злобные умыслы оппонентов из-за сомнительной ассоциации их с Россией. Подобные нападки эффективнее участия в честных дебатах.

В СМИ русофобия поощряется немного по-другому. Всякое подобие журналистики, объективно освещающей Россию, практически кануло в Лету – по простой причине, что самый ходовой товар – это сенсация. Крупные медиа публикуют небылицы о российских щедрых подарках, взломанных энергосетях и тайных звуковых атаках, принимая во внимание прежде всего выгоду – вот почему американские журналисты потратили неоправданное количество времени на сюжеты, очерняющие Кремль и выставляющие его корнем всех зол. К примеру, прибыли американских новостных агентств, работающих в нише кабельного телевидения, с 2016 г. возросли более чем на 19%, что доказывает эффективность такой бизнес-модели и способность последней зачаровывать умы аудитории: больше новостей про Россию (в основном, с негативной коннотацией) приводит к росту аудитории, что в свою очередь способствует увеличению прибыли.

Хорошая новость в том, что русофобия – недуг не вечный. Предубеждение против русских и России можно победить, равно как и другие формы ксенофобии – вне зависимости от того, основываются ли они на расовых, национальных или иных предрассудках. Однако для победы над русофобией нужны три элемента – действия, инвестиции и вдохновение. Вот как это сделать:

Включайтесь в диалог

Одна из ключевых причин, по которой русофобия душит американскую жизнь, кроется в том, что российские точки зрения на общественную жизнь практически полностью исключены из американского политического дискурса, который разворачивается и развивается в новостных передачах, транслируемых по кабельному телевидению, на страницах New York Times и в университетских кампусах.

Разумеется, это ставит другой вопрос – почему российский взгляд оказался для американцев в “списках пропавших без вести”. Впрочем, ответ на него вполне очевиден – долгое время Россия оставалось одним из немногих государств, не имевших в США лобби для продвижения своих интересов. Для России это означает, что она снова и снова предстаёт перед судом без адвоката и считается виновной до тех пор, пока не будет доказано обратное. В таком случае желающим победить русофобию следует начать с присоединения к диалогу и дискуссии. Лучший способ это сделать – инвестировать в лоббизм низовых организаций, который способен завоевать медиапространство, из которого в настоящее время исключены российские голоса.

Лоббизм низового уровня отличается от более традиционной разновидности лоббизма, которая сводится к финансированию краснобаев с Кей-стрит и всякий раз стремится разделить трапезу с карьерными политиками. Низовой лоббизм гораздо более целен и полон сил и средств, благодаря которым он может качнуть маятник в другую сторону. Он включает в себя организацию общественных мероприятий, активную работу со  СМИ и руководителями пропагандистских кампаний, привязанных к конкретным событиям, а также участие в политике массовых инициатив. Фактически низовое лобби, располагая разумными по масштабам ресурсами, сможет подарить голос тем, кто поддерживает Россию, донося их мнение через популярные шоу, подкасты и статьи, доносящие информацию до общественности. Всё это поможет ему дать отпор полным дезинформации нарративам о России и привести продуманные доводы в пользу Москвы, которые почти наверняка никогда не доходят до американцев. 

Такая организация за счёт одного лишь своего существования могла бы восстановить равновесие во внутригосударственном дискурсе США, что ещё более важно, изменить отношение жителей последних к России и американцам российского происхождения, живущих там. Но сначала необходимо действовать.

Ребрендинг “мягкой силы”

Другим важным выводом, полученным в рамках Исследования опыта российских соотечественников в 2020 г., стал следующий факт: около 64% американцев российского происхождения полагают, что образы России и русских в американских медиа “не соответствуют действительности и демонстрируют несправедливое отношение” к ним. С учётом сказанного выше, нетрудно понять, откуда берётся это ощущение. При всех неискренних своих словоизлияниях, выражающихся в страстных призывах к разнообразию и сокрушению барьеров, возведённых расовыми стереотипами, Голливуд, судя по всему, безо всяких колебаний прибегает к стереотипу о “плохом русском парне” – и не стесняется им злоупотреблять. Следствием того, что Россию (и её жителей) постоянно изображают порочным и продажным оплотом зла, становится закрепление данного штампа за её образом в целом. Россию видят исключительно через эту рамку – особенно это касается среднестатистических американцев, которые не имеют возможности взаимодействовать со среднестатистическим русским в других отношениях.

Правда же заключается в том, что русские – одни из лучших людей на Земле. Они глубоки, искренни, дружелюбны, необычайно умны и невероятно талантливы. Однако эту правду большинство американцев никогда не узнает, если только мы не приложим совместных усилий для изменения репутации России на телеэкранах, формирующих мировоззрение миллионов людей.

На протяжении долгих лет одним из наибоее значимых элементов американской “мягкой силы” была твёрдая рука Голливуда, помогавшая завоевать друзей и распространять своё влияние по всему миру. Современная Россия, очевидно, не способна выиграть “гонку фильмов” против Соединенных Штатов и их военного бюджета, который часто играет роль закулисного мецената. Однако ничто не мешает Кремлю инвестировать каждый год в пару блокбастеров, которые привлекали бы внимание американцев, оставляя при этом оставить положительное впечатление о России в их сердцах и умах. Всё, что для этого требуется – инвестиции и верность историям о выдающихся достижениях и изобретательности россиян, эпизодам, которые совсем не трудно найти, но которые часто упускаются из виду.

Российские американцы

Несмотря на то, что в США проживает более трёх миллионов американцев российского происхождения, практически никто из них не занимает солидную публичную должность. Дело не в нехватке таланта или образования – исследование Российского комитета по связям с общественностью в Америке также выяснило, что почти половина опрошенных американцев российского происхождения сообщили о наличии у них дополнительного образования, повышающего их квалификацию – например, степени или магистра или кандидата наук. Проблема в том, что американцы российского происхождения по какой-то причине не баллотируются на представительские посты. Это, однако, относится к следующему шагу в борьбе с русофобией.

Посему другими функциями пророссийского лобби в США должны стать поиск талантов среди представителей российской диаспоры, поощрение их выдвижения на государственные должности и предоставления им платформ для профессионального развития, посланничества позитивного бренда России и совершенствования российско-американских отношений. Для этого потребуется аппарат организаторов и спонсоров, однако такая сеть уже активно создаётся.

Американцы российского происхождения, которые решатся поднять своё знамя, без сомнения, столкнутся нападками фанатиков и обвинениями в роли засланных казачков, одурманенных опасным чужаком, во время предвыборных кампаний. И всё же это испытание будет временным. Когда американцы российского происхождения примерят на себя более активную роль в общественной жизни США, появятся прекрасные возможности для завоевания общественного доверия и построения отношений, которые в конечном итоге переломят ход борьбы с русофобией. Как выяснили в прошлом лидеры движения за гражданские права, инклюзия – всегда лучшее противоядие от предрассудков по сравнению с самоисключением или самоизоляцией.

Все эти три подхода в совокупности помогут добиться превращения русофобия в что-то минувшее и больше не представляющее собой реальности нашей жизни.