Япония: оценка общих событий

Заявление премьер-министра Синдзо Абэ о своей отставке стало одним из ключевых событий в информационной повестке Азии. На сегодняшней день Япония входит в зону турбулентности. Перед руководством страны стоит ряд крупномасштабных задач, от решения которых зависит дальнейшее положение государства на международной арене. Обострение соперничества между Соединенными Штатами Америки и Китаем вынуждает Токио искать возможные средства для сохранения определенного уровня стратегической автономности, а также активизировать усилия по адаптации прежних подходов к резко меняющемся условиям конкуренции. Учитывая непосредственные угрозы регионального и глобального характера, стоит отметить, что Япония находится на перепутье: какую модель развития необходимо интегрировать в социально-экономическую и политическую структуру, чтобы при этом обеспечить стабильность и безопасность государства. Выбор преемника должен поставить точку в этом вопросе.

Главные вызовы во внутренней политики Японии

Преодоление международного кризиса является основной целью членов мирового сообщества. В процессе достижения необходимого результата большинство акторов сталкивается с внутренними и внешними вызовами, которые в значительной степени ограничивают возможности государств для реализации соответствующего комплекса мер. В данном вопросе Япония не является исключением. Старт предвыборной гонки между Сигэру Исиба, Фумио Кишида, Ёсихидэ Суга, выступающими в качестве основных кандидатов, должен выявить, кто из претендентов пользуется наибольшей поддержкой среди основных фракционных сил в Либерально-демократической партии (ЛДП). Имя же следующего премьер-министра члены мирового сообщества смогут узнать не ранее 14 сентября – после проведения процедуры голосования. Непосредственно действия преемника Абэ определят дальнейший путь развития Японии. Стоит подчеркнуть, что в ближайшее время новому избраннику предстоит решить вопрос о мерах по устранению экономических последствий пандемии и стабилизации социально-экономической деятельности с учетом сохранения нынешней эпидемиологической обстановки.

Однако в дальнейшем наибольшую актуальность во внутриполитической повестке будут приобретать вопросы, связанные с сокращением трудоспособного населения, неблагоприятной демографической ситуацией, улучшением условий труда, проявлениями стихийных бедствий, увеличением энергетической зависимости.

Представители правящей коалиции, большинство из которых являются членами Либерально-демократической партии, осознают значимость вызовов, возникших перед государством. Соответственно, итоговый выбор одного из трех кандидатов 14 сентября должен показать, насколько Токио способен противодействовать соответствующим угрозам.

С чем предстоит столкнуться Японии в условиях усиливающегося геополитического противостояния?

На сегодняшний день отмечаются кардинальные перемены в самом характере современной геополитической конкуренции, что непосредственно проявляется в реализации соответствующего внешнеполитического курса. Основные члены мирового сообщества отдают приоритет налаживанию более тесных технологических, экономических и финансовых отношений. Региональное измерение межгосударственных отношений занимает особое место в условиях глобальной нестабильности, затрагивающей все уровни коммуникаций. Продолжение процессов фрагментации международного пространства способствует становлению новой системы управления, которая в свою очередь предполагает повышение роли самого макрорегиона и игроков внутреннего поля. Наиболее четко подобные тенденции проявляются в условиях ожесточенной конкуренции между различными акторами на просторах Азиатско- и Индо-Тихоокеанского регионов (АТР, ИТР), что непосредственно находит практическое выражение в попытках выстраивания собственной структуры межгосударственных коммуникаций. Действия, предпринимаемые США и КНР в отношении данного направления, способствуют запуску процессов создания новых стратегических площадок, задача которых состоит в фиксации совокупного геополитического потенциала основных стран-участниц для расширения возможностей сдерживания потенциального противника. С учетом изменений самой динамики соперничества Токио занимает позицию, предполагающую необходимость участия в региональных проектах с целью актуализации собственной роли как одного из ведущих игроков, укрепления позиций на международной арене и обеспечения безопасности. Исходя из специфики развития последних внешнеполитических событий, становится видно, что Япония стремится сохранить многосторонний подход с учетом ориентации на поддержание тесного диалога с США и сохранение значимости тихоокеанского направления в рамках выбранного курса.

В связи с этим для будущего премьер-министра станет актуальным выстраивание более полномасштабного сотрудничества с другими государствами посредством использования таких региональных площадок, как Четырехсторонний диалог по вопросам безопасности (QUAD), Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), а также формат АСЕАН +. В отношении развития двусторонних контактов перед Токио прежде всего будет стоять задача уменьшения китайского влияния в АТР и ИТР через сокращения его возможностей по созданию собственной региональной структуры коммуникаций.

В качестве ключевых приоритетов будут рассматриваться дальнейшее развитие американо-японских отношений, выстраивание более предприимчивого диалога с Южной Кореей и странами-участницами Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Отдельно стоит отметить, что в условиях дальнейшей эскалации конфликта между США и КНР Токио может предпринять действия для некоторой стабилизации российско-японских отношений. Суть подобного шага заключается в обеспечении более динамичного интегрирования Российской Федерации (РФ) в региональную архитектуру безопасности АТР. Большинство членов мирового сообщества признают возможности РФ выступать в качестве одного из ключевых полюсов силы, способствующих сохранению международной стабильности. Однако сохранение актуальности территориального вопроса в существенной степени ограничивает возможности Токио и Москвы в области налаживания полноценного сотрудничества.

Какие действия может предпринять Япония на международной арене?

Понимание ключевых принципов новой модели реализации внешнеполитического курса Токио позволит членам мирового сообщества наиболее планомерно выстроить соответствующие линии коммуникации с представителями следующего премьер-министра. Непосредственно действия Синдзо Абэ на международной арене позволили укрепить положение и авторитет государства на региональном и глобальном уровнях. С наибольшей вероятностью преемник действующего главы кабинета министров продолжит ранее выработанную линию взаимоотношений, ориентированную на укрепление союза Японии с США, продвижение инициативы «свободного и открытого Индо-Тихоокеанского региона» для противодействия Китаю.

Стоит отметить, что среди наиболее актуальных вопросов, с которыми столкнется новый кабинет министров, выделяются определение основополагающих принципов взаимодействия с партнерами и потенциальными конкурентами, провокационная политика Поднебесной, выборы в США, возможности обеспечения соответствующего уровня безопасности, задачи в области повышения роли Японии в региональных и международных проектах, преодоление барьеров в российско-японских отношениях.

Чего нам стоит ожидать?

Избрание следующего премьер-министра покажет, какой в итоге путь выберет Япония. Перед новым кабинетом возникнет непростая задача по укреплению внутренней стабильности с учетом необходимости сохранения прежних внешнеполитических позиций. Конкретные результаты продемонстрируют реальные возможности Токио по противодействию потенциальным угрозам. Дальнейшее положение государства на международной арене будет зависеть от того подхода, который в итоге выберет преемник Абэ. Пока же стоит ожидать определенной развязки внутрипартийной гонки.

Ёсихидэ Суга

Ёсихидэ Суга является наиболее вероятным претендентом на преждевременно освобождающийся пост премьер-министра Японии. Будучи ближайшим помощником Синдзо Абэ и генеральным секретарем кабинета министров.

За плечами Суги почти восемь лет службы на посту генсека правительства и выступлений, на которых он разъяснял деятельность и решения власти.

Будущие отношения с Россией при Ё. Суга

В отношении курса с Российской Федерацией Ё. Суга не планирует изменений, с его точки зрения было приложено множество усилий, чтобы решить территориальный вопрос: В 1956 году СССР и Япония подписали совместную декларацию, в которой Москва соглашалась рассмотреть возможность передачи Японии двух островов в случае заключения мирного договора. СССР рассчитывал поставить на этом точку, Япония же считала сделку лишь частью решения проблемы, не отказываясь от претензий на все острова. Последующие переговоры ни к чему не привели. Позиция Москвы состоит в том, что острова вошли в состав СССР по итогам Второй мировой войны и суверенитет РФ над ними сомнению не подлежит.

С нашей точки зрения, осложнения так или иначе неизбежны, Ё. Суга обладает малым внешнеполитическим опытом, что скажется на русско-японских переговорах по Курилам, в данном вопросе необходимы уступки, но важно и не уступить слишком много. Путин в данном вопросе находится в выигрышном положении в виду своего опыта, чего нельзя сказать о Ё. Суге.

США и Япония: поддержка стабильности

Опасаясь потенциальной экспансии Китая и роста возможностей Северной Кореи в интересах Ё. Суги также продолжать политику укрепления доверия между США и Японией. Между С. Абэ и Д. Трампом выстроились почти что дружеские отношения и даже их обоюдная любовь к гольфу помогала в развитии двусторонних отношений лидеров государств. Очень важно сохранять и поддерживать стабильность Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между США и Японией.

Внутренняя политика при Ё. Суга

В вопросах внутреннего управления страной предполагается, что Ё. Суга расширит полномочия региональных властей.

Падение доверия со стороны японских граждан к С. Абэ после начала пандемии коронавируса может сыграть на руку Ё. Суге, потому что он владеет навыками антикризисного управления, а также связями с бюрократическим аппаратом, способным помочь стабилизации экономики Японии.

Фумио Кисида (Кишида)

• родился в 1957 году в Хиросиме, в семье политиков;
• получил юридическое образование;
• с 30 лет занимался парламентской деятельностью;
• с 40 – начал занимать руководящие позиции в Либерально-демократической партии Японии;
• с 2000-х годов начал деятельность в правительстве и после выборов 2012 года занял пост министра иностранных дел;
• в 2017 году Кисида сложил с себя полномочия.

Фумио Кисида является председателем Совета политических исследований Либерально-демократической партии (нужно уточнить перевод должности) и одним из трех претендентов на пост её главы. Его предвыборная кампания делает акцент на многообещающей экономической и внешней политике, не кардинально отличающейся от той, которую проводил премьер-министр Синдзо Абэ.

«Ни одна политика не работает одинаково пять или десять лет подряд; просто мир не так прост, а времена меняются», – сказал Кисида на пресс-конференции.

Что он предлагает для внутренней политики?

В то время, как Суга настаивает на сохранении абэномики, Кисида делает акцент на проблеме неравенства, в которой некоторые обвиняли политику премьер-министра Абэ. Несмотря на увеличение и валового внутреннего продукта Японии, и занятости населения, бывший министр иностранных дел считает, что эти достижения не обязательно отражаются на среднем классе и регионах за пределами крупных городов.

Обязуясь поддерживать текущую фискальную и денежно-кредитную политику, Кисида призывает больше содействовать жилищному строительству и образованию для устранения разрыва в уровне благосостояния, а также использовать преимущества 5G и «больших данных» для укрепления стратегии роста абэномики в предоставлении удаленного образования и медицинского обслуживания, что немаловажно в период коронакризиса.

Какой будет внешняя политика при Фумио Кисида?

С тех пор, как Кисида возглавлял японский МИД, его приоритеты во внешней политике Японии немного изменились. В 2013 г. в «Синей книге по дипломатии», выпущенной МИД Японии под его руководством, основные внешнеполитические направления выглядели так: 1 – развитие японо-американских отношений; 2 – взаимодействие с ближайшими соседями – Китаем, Россией и Республикой Кореей – и странами АСЕАН; 3 – роль Японии в мировой экономике. Северокорейская ядерная программа и неоднократные вторжения судов КНР в территориальные воды Японии были названы основными угрозами.

Сейчас Кисида собирается продолжить «дипломатию общих ценностей» Абэ, и поддерживает сохранение Японией ведущей роли в нормотворчестве в области окружающей среды, энергетики, здравоохранения и ядерного разоружения ради международного сотрудничества. Бывший министр иностранных дел Фумио Кисида не проявляет большого энтузиазма по поводу отношений с Россией. Беспокойство бывшего главы японского МИД по поводу положения Японии в международном сообществе связано с высказанной им идеей о том, что возможен сценарий, при котором «островное государство без ресурсов с сокращающимся населением, не сможет ни процветать в международном сообществе, ни даже выжить». Упомянув, что его идеалом является мир без ядерного оружия, Кисида заявил, что он намерен решать и эту проблему тоже. Таким образом идеальный избиратель для Кисида – это родная для него Хиросима.

Какие попытки применяет Фумио Кисида в гонке за лидерство?

Министр по делам сотрудничества с Россией в области экономики Хиросигэ Секо ранее заявлял, что следующий премьер-министр должен иметь опыт в управлении делами правительства или партии, а также в дипломатии. Это вполне соответствует характеристике Кисиды, бывшего министра иностранных дел, который возглавляет политический совет партии.

Тем не менее, в гонке за лидерство Фумио Кисиде необходимо расширять свою базу поддержки, так как основная часть ЛДП (пять из семи фракций) поддержала главного секретаря кабинета министров Ёсихидэ Сугу. Кисида пытается противопоставлять себя последнему, хотя преемником премьера называют преимущественно Сугу. Поддерживая критику курса Абэ, обвиняемого в поляризации японского общества, Кисида продвигает лозунг «от разделения к единству». Таким образом, бывший министр иностранных дел выглядит кандидатом с самостоятельной повесткой.

К тому же он пытается заручится поддержкой населения, говоря о необходимости акцентировать внимание на сельской местности и роли центральных и местных органов власти. Выступая в одной из телевизионных Фумио Кисида предложил озвучил «государственную концепцию цифрового города-сада» (“digital garden city state concept”). Согласно ней технологии должны поднять уровень жизни в сельских районах.

Чего нам стоит ожидать?

Потенциальный кандидат на пост премьер-министра и глава политического совета ЛДП Фумио Кисида с большой вероятностью будут придерживаться курса Абэ во внешней политике. Что касается внутренней, то здесь Кисида не предлагает резких перемен, и лишь точечно меняет курс: направление развития страны предлагается сменить с больших городов на регионы за их пределами. При этом технологии в его повестке остаются основным средством в улучшении как социальной, так и экономической жизни Японии.

Что касается успехов во внутренней политике, ранее план Кисиды по борьбе с COVID-19 был отменен в пользу другой идеи. Складывается впечатление, что Кисида больше подходит для мирного времени, а не для времени коронакризиса и относительной мировой нестабильности. Кроме того, он сильно отстает от двух других претендентов в опросах общественного мнения о наиболее подходящем человеке на пост премьер-министра после Абэ.

Сигэру Исиба

Сигэру Исиба является одним из трех претендентов на пост главы правящей Либерально-демократической партии (ЛДП). Занимал посты министра обороны при кабинете Ясуо Фукуда (2007 – 2008 гг.), а также министра сельского, лесного и рыбного хозяйства при кабинете Таро Асо (2008 – 2009 гг.). Сигэру Исиба является действующим председателем фракции Суйгецукай, одной из политических сил, интегрированных в структуру Либерально-демократической партии. Выступает в качестве одного из редких критиков политики ЛДП. Наибольшей популярностью пользуется среди обычных избирателей. В отношении деятельности бывшего министра обороны члены партии выступают с достаточно противоречивыми оценками, что в значительной степени ограничивает его возможности для получения необходимой поддержки со стороны других фракций.

Что предлагает С. Исиба по вопросам внутренней политики?

Рекомендуемый Сигэру Исиба перечень программ вносит существенные корректировки в прежний курс Синдзо Абэ в области внутренней и внешней политики. Для стабилизации экономики страны и преодоления кризиса предлагается следующий комплекс мер: оживление региональной экономики посредством изменения плотности населения в городских агломерациях и сельской местности и совершенствование соответствующих элементов инфраструктуры, обновление законодательства с целью более четкой регламентации работы предприятий, внесение определенных изменений в действующую Конституцию Японии (поправка к 9 статье). Бывший министр обороны делает акцент на осуществлении экономического перехода, подчеркивающего внутренний спрос посредством распределения прибыли между отдельными частями страны и центром, а также на поддержании текущего макроэкономического курса Abenomics, но при этом будет стремиться внести корректировки в области финансовой политики.

Какие изменения последуют во внешней политике Японии?

В отношении внешней политики председатель фракции Суйгецукай высказывает мнение о необходимости внесения существенных изменений в прежние подходы выстраивания межгосударственных коммуникаций. Первым шагом является развитие тесного сотрудничества с азиатскими странами-единомышленниками для возможного перехода на следующий этап партнерства: создание органа коллективной безопасности, аналогичного Организации Североатлантического договора (НАТО). В рамках второго шага планируется предпринять попытки для налаживания более доверительных отношений с азиатскими странами, включая Китай, Южную Корею, Северную Корею. С точки зрения третьего акцентируется внимание на необходимости четкого понимания собственной истории, что в свою очередь позволит осознать важность участия государства в создании новой системы архитектуры мирового сообщества. Сигэру Исиба занимает достаточно жесткую позицию в отношении возможностей налаживания российско-японского диалога.

Вопрос о территориальной принадлежности Итурупа, Кунашира, Шикотана, Хабомаи вернулся к начальной точке. Заключение мирного договора без предварительных условий достаточно проблематично. Экономическое сотрудничество между Россией и Японией в ряд ли способствует в продвижении территориального вопроса.

Авторы: Александр Шаповалов, Илья Сторчилов, Анастасия Тукнова