На сегодняшний день в мире существуют пять государств-ядерных держав: Россия, США, Великобритания, Франция и Китай. Термин «ядерная держава» подразумевает под собой юридическое закрепление факта наличия у суверенного государства ядерного оружия, однако в современном мире такие страны, как, например, Индия, Пакистан или Израиль, обладают им лишь по предположительным исследовательским данным. Другими словами, в настоящее время число стран, де-факто обладающих ядерным потенциалом на порядок больше, нежели число стран, официально это наличие признающих.

Такой расклад сложился в мире к концу XX века после распада биполярной системы международных отношений, когда общий вектор развития событий на мировой политической арене диктовали две сверхдержавы, первыми испытавшие ядерное оружие – СССР и США. Конец системы ознаменовал крах одной из держав – распад Советского Союза на отдельные суверенные государства, произошедший в силу ряда причин. После этого в новом, XXI веке, когда мировой баланс сил перевесил на сторону Запада, остаются вопросом отношения Соединенных Штатов и России в области ядерного вооружения. Ведь наша страна, как единственный международно-признанный наследник ядерного арсенала Советского Союза по-прежнему остается в числе так называемых «старых» ядерных держав, подписавших в 1968 году Договор о нераспространении ядерного оружия.

Так какая же ситуация существует сейчас в отношениях двух стран-обладательниц ядерного оружия, около полувека назад участвующих в постоянной гонке вооружений? Казалось бы, с достижением военно-стратегического паритета, о чём говорило подписание ряда договоров в рамках политики разоружения, а также с осознанием степени ответственности за последствия использования ядерного оружия, можно будет говорить и о сокращении конфликтов между ними. Научно-техническое развитие, прежде всего в ядерной сфере, сделало весьма маловероятной возможность развязывания военных действий между государствами-обладателями ядерного арсенала, так как, разумеется, последствия такого противостояния будут необратимы для всей нашей планеты. Однако этот факт вовсе не говорит о сокращении конфликтов и противоречий между государствами, напротив, сейчас мы все можем наблюдать совершенно противоположную ситуацию. Говоря о главном политическом сопернике России на мировой арене, наш президент в своем обращении к Федеральному собранию весьма недвусмысленно указывал именно на Соединенные Штаты. И по мере развития политических событий в мире, эта тенденция остается неизменной – противоречия между США и Россией явно накаляются.

Так почему же даже после официального окончания Холодной войны, гонки вооружений, после достижения ядерного паритета между США и СССР, вопреки всем ожиданиям, или, правильнее будет сказать, надеждам, отношения между странами не улучшились? На мой взгляд, достаточно исчерпывающе причину данных процессов описывает один из крупнейших американских экспертов в области международных отношений, бывший советник по национальной безопасности США Генри Киссинджер, который в своей книге «Ядерное оружие и внешняя политика», впервые изданной еще в 1957 г. анализирует будущее отношений между ядерными державами и делает свои прогнозы о складывающейся мировой системе в условиях наращивания ядерной мощи. Так, он отмечает, что «движущей силой в разрешении международных споров всегда оставалось сочетание веры в преимущество гармонии и страха перед последствиями упрямства», а «неспособность применить силу не только не приведет к устранению разногласий, но, наоборот, может увековечить все споры, какими мелочными они ни были». Наблюдая за сложившейся ныне ситуацией в мире, можно смело сказать, что он был прав.

Таким образом, наращивание ядерного потенциала в мировом масштабе, несмотря на подписанные соглашения об его ограничении, только способствуют дальнейшему столкновению интересов государств. Иначе говоря, современная система международных отношений не избавилась от угроз и вызовов, она лишь изменила их характер и масштабы, из чего можно сделать вывод: на данном этапе развития международных отношений, а конкретнее, отношений между США и Россией (в том числе и в ядерной сфере), наблюдается процесс усиления противоречий, они становятся неизбежными. Кроме того, вопрос сотрудничества государств в сфере контроля нераспространения ядерного оружия, надежности строящихся энергетических объектов, использующих ядерные материалы в мирных целях, хранения отработанных ядерных материалов, имеют наиважнейшее значение не только для стран обладательниц ядерного оружия, но и для всего человечества.

Российско-американские отношения в ядерной сфере, как стран, имеющих наибольший ядерный потенциал, должны развиваться ради недопущения ядерного коллапса в на Земле. В сферу сотрудничества в ядерной сфере необходимо привлекать как можно больше стран, заинтересованных в мирной процветающей жизни на нашей Земле