Правовой статус Рохинджа

Тезис о том, что власти Мьянмы отказываются признавать мусульман народности Рохинджа своими гражданами, считая их нелегальными мигрантами из Бангладеш – превратился в излюбленную тему СМИ. Процесс маргинализации Рохинджа заключается в концепции “национальных рас”. Эта идеология предполагает, что у одних народностей больше прав. Кроме «полноценных граждан” есть “натурализованные” и “ассоциированные” – статус, который пророчит WashingtonPost Рохинджа, лишенным прав на получение медицинской помощи и образования. Лилиан Фан, научный сотрудник Группы гуманитарной политики Британского Института развития за рубежом (ODI), в интервью Forbes отметила, что популярное мнение среди обычных Ракхайнцев заключается в том, что Рохинджа, которых они считают мигрантами, прибывают и забирают их работу и землю. И теперь они видят, что международное сообщество приходит и поддерживает только одну сторону.

Политический авантюризм в действиях Правительства Мьянмы

По сообщениям властей, правительственные военные используют свою стандартную стратегию борьбы с повстанцами “четыре сокращения” (продовольствие, финансовые средства, разведка, рекруты). После таких нападений поступали многочисленные сообщения о том, что подозреваемых расстреливали на месте, грабили имущество, а также насиловали женщин и девочек. “Гуманитарные учреждения были лишены доступа к примерно 30 000 человек в изолированном районе”, – сообщает CrisisGroup в декабре 2016 года. Также общим элементом операций по борьбе с повстанцами является создание армией местных ополченцев.  Они завербовали около 120 местных. Самым известным среди завербованных является священнослужитель в шафрановом одеянии Ашин Вирату, чья антимусульманская язвительность настолько ярко выражена, что в 2013 году он заработал себе место на обложке журнала Time с подписью “лицо буддийского террора”. 

Реакция на конфликт со стороны всемирного сообщества

Активную поддержку Рохинджа оказывает Целевая группа по Бирме, в которую входят организации, финансируемые в основном из фондов Джорджа Сороса. Деятельность этих НПО вызывает недоверие коренных бирманцев. Филантроп и инвестор Джордж Сорос предупредил 20 апреля 2015 года на конференции AsiaSociety в Нью-Йорке, что этническая напряженность и отсутствие терпимости угрожают экономическому и политическому прогрессу в Мьянме, стране, которой Сорос посвятил более двух десятилетий внимания и благотворительности. Реакция на действия мьянманского правительства неожиданно проявилась в России. 4 сентября в Грозном прошел митинг в поддержку мусульман Мьянмы, в котором приняли участие 1,1 млн человек, в том числе глава Чечни Рамзан Кадыров, который в контексте событий в Мьянме даже заявил, что не будет поддерживать федеральные власти, если позиция Москвы будет расходится с его личной. В свою очередь, президент Турции Эрдоган назвал происходящее в Мьянме геноцидом и призвал международное сообщество к решительным действиям в отношении правительства страны.

Реакция и попытки влияния на конфликт со стороны всемирных СМИ

Журналист WashingtonPost по иностранным делам Ишаан Тхарур высказал суммарное мнение, что слишком долго многие Западные правительства, а также более широкое международное сообщество возлагали свои надежды на поиск решения конфликта на Аун Сан Су Чжи – Нобелевского лауреата мира. Более десятка ее коллег – Нобелевские лауреаты критиковали ее действия и предлагали лишить Нобелевской премии мира, однако Нобелевский комитет заявил, что не намерен этого делать. Правительство Мьянмы обвиняют также в преследовании журналистов и активистов. В частности, в сентябре 2018 года суд в Мьянме приговорил к семи годам двух журналистов агентства Reuters Ва Лон и Чжо Со О, освещавших преследования и убийства Рохинджа. Приговор был широко раскритикован наблюдателями и правозащитными группами, в том числе послом Великобритании в Мьянме Дэном Чаггом, Брэдом Адамсом – директором AsiaHumanRightsWatch. В ходе заседания Международного совета по средствам массовой информации на Всемирном экономическом форуме была создана организация OneFreePressCoalition, освещающая каждый месяц на своем сайте и в Twitter “истории 10 журналистов, подвергающихся нападению за истину”, в том числе несправедливое обвинение Ва Лон и Чжо Со О. Журналисты вышли на свободу из тюрьмы в Мьянме 7 мая 2019 года, проведя более 500 дней за решеткой. Моментально последовала реакция на освобождение журналистов Reuters из тюрьмы Мьянмы. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш с облегчением узнал об их освобождении. “Пусть их освобождение возвестит новую эру свободы прессы в Мьянме, где репортеры больше не боятся репрессий только за то, что делают свою работу”, – сообщил Шон Криспин из Комитета по защите журналистов.

О чем предпочитают молчать бирманские правительственные СМИ

Журналисты, производящие расследования по нападениям на Рохинджа, были обвинены в государственных СМИ в работе «рука об руку» с нападавшими. Правительство выразило крайнее недовольство TheMyanmarTimes, когда один из ее опытных иностранных журналистов сообщил об обвинениях в изнасилованиях со стороны военнослужащих. Вскоре после этого журналиста уволили, и владелец газеты наложил мораторий на репортажи о конфликте в штате Ракхайн. Одна из статей в государственных СМИ назвала репортаж “актом грубой неэтичной журналистики”, но добавила, что «следует отдать должное медиагруппе за … немедленное увольнение этого журналиста». Такое запугивание оказывает пугающее воздействие на репортажи других журналистов и изданий. 

Политические активисты и правозащитники

 Ве Ве Ну, известный общественный деятель из народности Рохинджа, была среди тысяч политических заключенных, которые провели годы за решеткой. “После встречи со столь многими, которые не были виновны в преступлениях, я поняла, что хочу сделать что-то, что действительно может изменить политическую и экономическую систему страны”, – говорит Ве Ве Ну TIME.  После освобождения в 2012 году она основала сеть женщин за мир в Аракане, с помощью которой она предоставляет юридические консультации и просвещение в области прав человека.  В 2015 году она запустила онлайн-проект для борьбы с этнической ненавистью MyFriend, призывающий пользователей социальных сетей делиться селфи со своими друзьями из разных расовых и религиозных слоев. Ве Ве Ну попала в список BBC 100 Women в 2014 году, а в 2017 журнал Time назвал её одной из Лидеров нового поколения.

Вместо заключения

Взяв за основу метод количественного анализа,  выделим ключевые слова – «Рохинджа» и «геноцид в Мьянме», по которым будем изучать статистику упоминаний конфликта в пяти крупных медиа-ресурсах, таких как Reuters, Time, WashingtonPost, Forbes  и CrisisGroup. В Reuters в период с 2012 по 2019 года было опубликовано 2683 статьи, прямо или косвенно упоминающие «Рохинджа». Только за 2019 год было анонсировано 369 статей. Также рекордсмен по количеству публикаций – американский журнал Time в 1950 единиц за последние 7 лет. WashingtonPost – 473 статьи за 2012-2019 года, Forbes – 219 статей за 2012-2019 г. (в том числе 67 – за 2019 год). CrisisGroup отметила Рохинджа в 23 докладах за аналогичное время. Особенно часто стали обозначать конфликт в Мьянме как «геноцид» Time – количество статей 276 за 2019 год, Reuters – 129,  Forbes – 67, WashingtonPost – 57. 

Согласно этим данным можно прийти к выводу, что западные СМИ часто обращаются к проблеме Рохинджа, выступая против правительства Мьянмы. Медиа, в общем, констатируют, что насилие и злоупотребления, скорее всего, усилят поддержку вооруженной группы. Люди, доведенные до отчаяния и гнева, без всякой надежды на будущее, скорее всего, примут экстремистские меры, какими бы контрпродуктивными они ни были. Crisis Groupнеоднократно отмечала, что агрессивный военный ответ лишь ухудшит ситуацию. Правительство должно обеспечивать защиту всех гражданских лиц, беспрепятственный доступ гуманитарных учреждений и средств массовой информации в пострадавшие районы, с тем чтобы не допустить насильственной поляризации и распространения провокационной дезинформации.