В современном мире, в условиях глобализации, когда чрезвычайно велик уровень взаимозависимости стран друг от друга, внешнеполитический потенциал государства измеряется не количеством самолетов и танков, не дальностью полета ракет, а привлекательностью его модели развития. Концепция жесткой силы (hard power), подразумевающая принуждение и опирающаяся на угрозу применения военной мощи, устарела. На смену ей приходит мягкая сила (soft power), которая базируется на принципах добровольного участия и взаимной симпатии.

Почему Советский Союз, еще в середине 70-х годов достигший военно-стратегического паритета с США, все же проиграл в холодной войне и был ликвидирован? Дело в том, что СССР, даже имея мощную армию и обладая значительным экономическим потенциалом, так и не смог сформировать привлекательную модель развития. Западные ценности, направленные на удовлетворение потребительских нужд, оказались сильнее идеологии партии. Капитализм победил. Сформировалась однополярная модель мироустройства.

Де-юре, на основании международного права, все государства обладают суверенитетом и равны между собой. Однако на практике они дифференцируются по многим параметрам. Так, отечественный политолог А.Д. Богатуров выделяет следующие критерии ресурсного потенциала современного государства:

  1. военная сила
  2. научно-технический потенциал
  3. производственно-экономический потенциал
  4. организационный ресурс
  5. совокупный креативный ресурс

Соединенные Штаты на данный момент лидируют по всем основным позициям, что заставляет другие страны искать покровительства могущественного соседа, делегировать часть своего суверенитета за океан, надеясь на выгоду от подобного протектората. Инклюзивность стран Евросоюза, а также некоторых стран Восточной Азии (Япония, Южная Корея, Тайвань) в орбиту влияния США уже давно стала объективной реальностью. До недавнего времени лояльность американских сателлитов не вызывала сомнений. На протяжении более чем двух десятилетий Америка монопольно господствовала в международных отношениях, не имея серьезных конкурентов. Однако в последние несколько лет ситуация изменилась коренным образом.

Что мы видим сегодня? Вновь появляются мировые державы, способные оспаривать гегемонию США. Формируются новые центры силы. Интересы американских союзников все больше расходятся: усиливаются процессы дезинтеграции, становится сложным продолжать поддерживать единую линию. Даже Европа все более претендует на право проводить независимую от Вашингтона политику. В условиях многополярного мира, США вынуждены наращивать свою мягкую силу.

Понятие soft power впервые сформулировал американский политолог Джозеф Най, однако подобная концепция, как инструмент установления власти, использовалась еще задолго до него. Основные компоненты мягкой силы: язык, культура, идеология и менталитет нации, стиль и уровень жизни населения, политические ценности государства и его цивилизационный статус, авторитет на международной арене, экономическая модель развития, информационные ресурсы, креативный потенциал.

В условиях, когда прямое военное столкновение между крупными игроками, в силу наличия ряда сдерживающих факторов, становится маловероятным, первый критерий ресурсного потенциала государства (военная сила) постепенно отходит на второй план. Ему на смену приходят другие методы ведения внешней политики. Таким образом, в настоящее время, мягкая сила является одним из основных инструментов США для реализации своих национальных интересов на международной арене.

Так, один из ведущих идеологов внешней политики США, советник президента Картера по национальной безопасности, Збигнев Бжезинский в своей знаменитой книге, рассуждая о глобальной роли Америки, подчеркивает важность культурной притягательности американского образа жизни: «Возглавляемая Америкой коалиция в массе своей воспринимала в качестве положительных многие атрибуты американской политической и социальной культуры … Америка широко воспринималась как представитель будущего, как общество, заслуживающее восхищения и достойное подражания».

Из этого следует, что мягкая сила может быть эффективна как по отношению к союзникам, так и к конкурентам. Рассмотрим применение soft power в отношении нашей страны на одном конкретном примере.

С 1992 по 2012 годы в России действовало Агентство США по международному развитию (USAID). Официальная цель этой государственной организации, созданной президентом Кеннеди в 1961 году, – поддержка свободы и демократии в развивающихся странах. USAID имеет филиалы в большинстве стран мира. На поддержку агентства, курируемого госдепартаментом, ежегодно выделяются значительные средства из федерального бюджета США.

Что является целью американских инвестиций в России? Значительная часть средств используется для привлечения талантливой молодёжи. Российские студенты, с помощью американских грантов, имеют возможность продолжить свое образование за рубежом. Многие после подобных программ навсегда остаются в принимающей стране.

Кроме того, США создают благоприятный климат для ученых, давая им возможность продолжить свои исследования. Значительная часть программистов Силиконовой долины – выходцы из России и Индии, вынужденные эмигрировать по причине отсутствия финансирования в родной стране. По данным официальной статистики Росстата, каждый год Россию покидают до 200 тысяч человек. И хотя миграционное сальдо все еще остается положительным, нужно понимать, что иммигрантами, как правило, являются люди с низкой профессиональной квалификацией, а уезжают из страны наиболее перспективные и востребованные кадры.

Ставшие объектом заокеанской мягкой силы, новые граждане приносят колоссальную пользу своей новой родине, обеспечивая её процветание и благополучие. В 2012 году власти России уведомили США о своём решении прекратить деятельность USAID, со следующей формулировкой: «Характер работы представителей Агентства в нашей стране далеко не всегда отвечал заявленным целям содействия развитию двустороннего гуманитарного сотрудничества. Речь идет о попытках влиять через распределение грантов на политические процессы, включая выборы различного уровня и институты гражданского общества».

Попытки российских госструктур защититься от американской мягкой силы вполне можно понять, но едва ли это решит проблему оттока мозгов (brain drain).

По объективным причинам не стоит содействовать американскому агентству, которое прагматично видит свою задачу в осуществлении своих национальных интересов за счет других стран («USAID plays an active role in the promotion of U.S. foreign policy interests … developing long-term benefits for America and the American people»).

Тем не менее, новый железный занавес – это не выход из ситуации. Феномен soft power напрямую связан с процессом глобализации, которая, будучи тотальным явлением, объективно не может быть остановлена или даже на время свернута ни одним из государств. Таким образом, изоляционизм – прямой путь к деградации. В современном мире международные отношения должны строиться на принципах взаимовыгодного сотрудничества и максимальной интеграции акторов.

Только государство, способное предложить достойные перспективы своим союзникам и сгенерировать привлекательную модель развития, обречено на успех. Невозможность распространения мягкой силы и привлечения других стран в свою сферу влияния – проигрышный путь, который ведет к утрате роли государства в мировой политике, оставляя его на периферии. РФ имеет шансы на успех, если будет учитывать фактор воздействия мягкой силы на международные отношения. Только тогда Россия сможет играть на авансцене и эффективно реализовывать свои национальные интересы, когда научится правильно выбирать инструменты внешней политики.