21 января состоялся съезд Социал-демократической партии Германии, на которой партия решала вопрос о начале переговоров по «Большой коалиции» с союзом ХДС/ХСС. Партия не оказалась едина: 56 % делегатов проголосовали «за», 44 % – «против». Стартовали коалиционные переговоры, однако ситуация остается напряженной: переговоры точно будут нелегкими, да и вся ситуация уже характеризуется многими как «выбор из меньших зол». Почти четыре месяца прошло после парламентских выборов в Германии. Как развивались события – в нашем кратком изложении.

Парламентские выборы в Германии состоялись 24 сентября 2017 года. Результаты сложились следующим образом: ХДС/ХСС Ангелы Меркель получила 33%, социал-демократы Мартина Шульца – 20,5%, “Альтернатива для Германии” стала третьей партией с 12,6%. Далее следуют Либеральная Свободная демократическая партия (СвДП) с 10,7%, “Левые” — 9,2%, наконец “Зеленые” — 8,9%.

Конец «Большой коалиции»

 Хотя участники «Большой коалиции» и показали неутешительный результат на парламентских выборах (худший результат социал-демократов за все время и ХДС/ХСС с 1949 года), партии все еще могли иметь большинство в парламенте – создать всю ту же «Большую коалицию» ХДС/ХСС и СДПГ с 53 % голосов. Почему такой сценарий не мог осуществиться?

Уже в день выборов было известно, что коалиции не быть. Председатель Социал-демократической партии Мартин Шульц объявил, что не намерен вступать в очередную «большую коалицию» – политик стремился к «обновлению» партии.

Историк-германист Дмитрий Карцев считает, что за решением социал-демократов стоял прагматический расчет. Дело в том, что с каждыми выборами после правления «Большой коалиции» популярность их партии резко снижается. Выходом из сложившейся ситуации стал разрыв с ХДС/ХСС и уход из роли «младшего партнера», самостоятельная политика которого с годами становилась все менее отчетливой.

Сразу вслед за этим стали говорить о наиболее вероятном варианте коалиционного правительства – так называемой «Ямайке», подразумевая союз ХДС/ХСС, «Зеленых» и Свободной демократической партии. Эксперты рассуждали, насколько стабильным может быть такое правительство. Мнения по поводу возможности партий договориться расходились, однако многие сходились в том, что коалиционные переговоры будут трудной задачей для всех сторон.

«Коалиция возможна, однако переговоры четырёх партий будут особенно сложными», — такого мнения придерживалась сопредседатель партии «Зеленые» Катрин Гёринг-Эккардт. Лидер немецких либералов Кристиан Линднер не исключил ухода в оппозицию в случае невозможности отстаивать интересы своей партии. Лидер же социал-демократов Шульц выражал уверенность в том, что коалиция состоится. Впрочем, это было ответом на вопрос о возможности повторного формирования «Большой коалиции» в случае провала «Ямайки». Было бы странным говорить об этой возможности, только заявив о переходе партии в оппозицию, отрицать любую возможность – недальновидно.

Интересно, что пример правительства «Ямайки» уже существует в ФРГ, правда, на земельном уровне. Такая коалиция была сформирована в федеральной земле Саар по итогам выборов 2009 года. Опыт оказался неудачным – коалиция была нестабильной и не просуществовала до конца легислатурного периода.

Тем не менее все партии разделяли стремление прийти к соглашению. Переговоры были начаты 20 октября.

Непреодолимые противоречия

«Лучше вообще не управлять, чем управлять плохо»,- так комментировал решение о прекращении переговоров по «Ямайке» лидер партии Кристиан Линднер. В ночь 20-го ноября, спустя почти два месяца после выборов, партия Свободных демократов сообщила о решении прекратить переговоры о создании коалиционного правительства, поскольку партии имеют принципиально разные позиции сразу по нескольким вопросам.

Переговоры закончились ничем и это вызывает широкий общественный резонанс – ведь в стабильной ФРГ это случилось впервые за более чем 50 лет. Ситуацию именуют «катастрофой», политическое будущее Меркель под вопросом. Нервничает и Евросоюз: как проводить реформы без важнейшего игрока?

Почему же не смогли договориться участники «Ямайки»?

Во-первых, стоит отметить конфликт взглядов в самом блоке ХДС/ХСС. Наиболее проблемной стала тема миграции. Причиной служили также противоречия в позициях председателей ХДС Ангелы Меркель и баварского ХСС Хорста Зеехофера.

Что касается наиболее спорных вопросов для «Ямайки», ими так же оказались разногласия в области миграционной политики, налоговых реформ, а также климатической и неразрывно связанной с ней политики в области энергетики.

Так, изначально свободные демократы требовали полной отмены налога солидарности до конца 2019 года, что означало бы потерю почти 20 млрд евро в бюджете.[1] Союз ХДС/ХСС выступал за постепенную отмену налога с 2020 года. Зеленые также считали, что поступления от налога солидарности необходимы для сбалансированного бюджета федерации.Область политики в области климата – принципиальный вопрос для «Зеленых». Изначально партия выступала за закрытие 20-ти старых угольных электростанций к 2020 году и за полный отказ от использования угля к 2030 году[2] (позднее «Зеленые» перестали настаивать на конкретной дате). Свободные демократы и Союз отвергали запреты на определенные источники энергии, демократы также выступали против стремительного отказа от угля.

В сфере миграционной политики особое место занял вопрос воссоединения семей – «Зеленые» заняли бескомпромиссную позицию сторонников принятия семей мигрантов Германией. Лидер же ХСС Хорст Зеехофер оказался категоричен в позиции партии: «Сначала ограничение притока беженцев, а потом коалиция».

После Ямайки

Вслед за неудавшимися переговорами по «Ямайке» оставалось три возможных сценария развития событий: вновь обратиться к варианту «Большой коалиции», создать правительство меньшинства (с СвДП или с «Зелеными) или же начать перевыборы.

Правительство меньшинства – вариант, который мог бы парализовать деятельность правительства по многим важнейшим вопросам. Перевыборы – непредсказуемость, дополнительные расходы и проведение повторных кампаний. Более того, эксперты опасались дальнейшего усиления «Альтернативы для Германии», популярность которой в условиях «тупика» в переговорах остальных партий могла существенно возрасти.

Вскоре президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, бывший член партии социал-демократов, призвал СДПГ начать переговоры по «Большой коалиции» с союзом ХДС/ХСС. Мнения разделились: сторонники ухода в оппозицию продолжали считать ранее принятое решение единственно верным, другие же призывали подумать об ответственности партии за стабильность власти.

«Германия нуждается в предсказуемом и надежном правительстве. «Большая коалиция» могла бы выступить в этой роли и мы не должны этого исключать», – комментировал ситуацию Нильс Аннен, член партии СДПГ.

В итоге социал-демократы проголосовали за возобновление консультаций с ХДС/ХСС .

«Большая коалиция?»

12 января завершились зондирующие переговоры ХДС/ХСС с СДПГ. Вступать ли в коалиционные переговоры с Союзом – вопрос, решение которого социал-демократы обсуждали на съезде 21 января в Бонне. Результатом встречи оказалось решение возобновить формальные переговоры по «Большой коалиции». Решение далось непросто: в то время как Мартин Шульц призывал голосовать за начало коалиционных переговоров, молодежное крыло социал-демократов во главе с Кевином Кюнертом критиковало партию за «безумный поворот».

Редактор Die Zeit Людвиг Грефен охарактеризовал решение как «отчаяние, а не разумный выбор». Очевидно, все партии должны приложить немалые усилия по преодолению возникшего кризиса – предстоит работа в непопулярной «Большой коалиции», противоречия внутри которой столь ярко проявились в сентябрьском решении СДПГ об уходе в оппозицию. Впрочем, решение социал-демократов все еще не говорит о том, что правительство будет создано – итог коалиционных переговоров может быть отклонен при всеобщем утверждении проекта коалиционного договора.

Подводя итог, стоит отметить, что несмотря на многочисленные сообщения о «правительственном кризисе» в Германии и описания политической ситуации как «катастрофической», данные оценки не в полной мере соответствуют действительности. Сложившаяся ситуация действительно нетипична для Германии – решение Социал-демократов об уходе в оппозицию, а потом и неудачи в переговорах по «Ямайке» растянули формирование нового правительства более чем на четыре месяца. Партии, прошедшие в парламент, имеют разные позиции по многим принципиальным вопросам и готовы их отстаивать. Однако ситуация не является неуправляемой – канцлер и министры остаются исполняющими свои обязанности, также остается работоспособным и парламент. На сегодняшний день сложности в формировании правящей коалиции не могут значительно препятствовать политическому и экономическому развитию, поскольку превалирует мнение о том, что независимо от результатов переговоров политический курс и экономические условия не могут радикально измениться.

[1] Налог солидарности был впервые введен после объединения Германии с целью финансирования восточных земель, ранее входивших в ГДР. Изначально налог составлял 7,5 %, сейчас 5,5 % от всех доходов физических и юридических лиц. Справедливость налога и его эффективность- один из наиболее спорных вопросов среди партий ФРГ.

[2] Уголь – наиболее «грязное» полезное ископаемое: при его сжигании происходит наибольший выброс парниковых газов, что способствует глобальному изменению климата

Фото: Boril Gourinov/flickr