Для лучшего понимания поведения некоторых стран постсоветского пространства стоит провести психологическую параллель с трудными подростками, имеющими, десятилетиями развивающийся комплекс «младшего брата», которым уже умело воспользовались и до сих пор пользуются западные политики. Однако, сотрудничество Армении с НАТО и ЕС на фоне экономической и политической зависимости от России не стоит воспринимать, как бунтарский дух подросткового возраста. Видимость выбора: НАТО или ОДКБ, Запад или Восток – умелое маневрирование империческим вопросом во избежании «монополии» Азербайджана на лояльность Запада.

Армения и НАТО

В преддверии саммита НАТО в Варшаве Чрезвычайный и полномочный посол Польши в Армении Ежи Новаковски заявил, что развитие сотрудничества с Альянсом принесет армянской стороне выгоду не только военную и экономическую (Здесь он привел в пример родную Польшу с увеличением объема иностранных инвестиций после вступления в НАТО.), но даже идеологическую, говоря о национальном менталитете, связывающем Армению с демократическими странами. Вышеизложенное невольно наталкивает на мысль об оскуднение интеллектуального потенциала ведения прозападной пропаганды.

На сегодняшний день история взаимодействия Армении и НАТО такова:

  • в 1992 года Армения присоединилась к Совету североатлантического сотрудничества (с 1997 года – Совет евроатлантического партнерства);
  • в 1994 стала участником натовской программы «Партнерство ради мира»;
  • с 2003 года Республика участвует в миротворческих акциях НАТО (Косово, Ирак, Афганистан, Ливан);
  • в 2005 году состоялось подписание Плана действий индивидуального партнерства, в рамках которого в том числе проводятся реформы армии РА для приближения ее к международным стандартам.

Подобное сотрудничество нельзя назвать активным. Перспективы вырисовываются достаточно отчетливо, во-первых, вступление в НАТО на настоящий момент является невозможным, так как Армения – член ОДКБ. Военно-техническое взаимодействие почти не развито, поскольку само по себе будет нарушением многих российско-армянских договоренностей. Идеологическая работа или демократизация «по-американски» при активном финансировании оппозиции также маловероятна, хотя денежная поддержка имеет место. Кроме всего прочего, Турция  –   член НАТО, что не может не отражаться на отношении Армении к Альянсу. Показательным является, к примеру, отсутствие реакции со стороны НАТО на нарушение границы турецкими вертолетами 6 и 7 октября 2015 года. Все это дает основание для вывода: о повороте внешней политики Армении на 180 градусов говорить, конечно же, не приходится; в ближайшей перспективе «цветная революция» на центральной площади Еревана, которая, к слову, называется Площадью России, неосуществима.

Военно-стратегическое значение Армении для России

Во-первых, Армения – единственное государство Закавказья, которое является членом Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Во-вторых, чуть больше года назад Республика присоединилась к Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС). В-третьих, на днях руководство Армении выразило желание вступить в финансово-промышленную российско-белорусскую группу «Оборонительные системы». В-четвертых, Армения входит в Объединенную систему ПВО СНГ. В-пятых,  сотрудничество России и Армении на уровне оборонных ведомств одно из самых тесных на постсоветском пространстве.

На военные расходы Армении из госбюджета в 2016 году запланировано выделить около 430 млн долларов. Из этой суммы 200 млн  уйдет на закупку вооружений у России, в том числе РСЗО «Смерч», ТОС-1А, ПЗРК «Игла-С», комплекс пассивной локации «Автобаза-М», различная бронетанковая и инженерная военная техника.

Согласно договору от 16 марта 1995 года, на территории Армении находится 102-ая база Южного военного округа ВС РФ (г. Гюмри). С 2010 года возможность дислоцирования войск продлена до 2044 года. В рамках договоренностей, любая внешняя угроза Армении будет рассматриваться, как внешняя угроза России. Государственную границу с Турцией и Ираном помогают охранят 4 отряда Пограничного управления ФСБ РФ Гюмри, Армавир и Арташат, Мегри, соответственно.

Кроме закупок вооружений непосредственно Арменией и само военное руководство России усиливает группировку в Республике истребителями четвертого поколения МиГ-29, модернизированным МиГ29-С и транспортным вертолетом Ми-8МТ, которые поступили на авиабазу в Эребуни, о чем в конце февраля сообщило МО РФ.

Внутри самой Армении мнение о российском военном присутствие неоднозначно. Усиливается страх стать в очередной раз «разменной монетой» в играх Великих держав. (Вспомним век ХIХ, Армения – поле битвы стратегических интересов Российской и Османской Империй.) Настораживает и сотрудничество России с Азербайджаном в военной сфере, что, безусловно, является необходимым стратегическим шагом Москвы. На сегодняшний день Россия –  единственный гарант безопасности армянского суверенитета, которая в случае попыток азербайджанской стороны разрешения конфликта силой, может вступить в военные действия согласно договоренностям всем между РФ и РА. Сторонников же радикального панарменизма раздражает не сама помощь «с барского плеча», а скорее ее неизбежность, а смена гаранта безопасности, по меньшей мере, фантастична в экономической и энергетической зависимости Армении от России.

Стоит также отметить, что за разжиганием Турцией идеолого-информационной войны на основе пантюркизма, которая имеет целью разжигание войны вполне реальной, стоит попытка политики «отвлекающего маневра» со стороны турецкого руководства для переориентировки «военного взора» Москвы с Сирии, а конкретнее с ее севера, в Нагорный Карабах. Запад неоднократно упрекал Россию в «замораживании» конфликта, что, по словам западных аналитиков, мешает возможности мирного урегулирования. В сложившейся геополитической обстановке, силы России, однозначно, должны быть направленны на сохранение «замороженного» status quo.

Однако, в попытках маневрирования России между Арменией и Азербайджаном все отчетливее видно отчаяние, с которым российское руководство действует в регионе и тщеславие, которое не позволяет это признать. Неопределенность нынешнего политического курса, а тем самым недееспособность Грузии, прозападная ориентация Азербайджана делают Армению – последним форпостом России в Закавказье, на перекрестке Европы, Азии и пылающего Ближнего Востока. Поэтому мнение, бытующие среди армянской оппозиции о «пешке» в шахматной партии Великих Держав, сегодня можно назвать излишне национализированным и недальновидным.